Внешнеполитическая активность Шавката Мирзиеева поражает. За этим, конечно, кроется стремление молодого государства выйти на широкий экономический простор, получить свое место под солнцем.
Так, в начале июня в Чолпон-Ате узбекский лидер участвовал в саммите «ЕС – Центральная Азия». Перед этим в Китае Мирзиёев провел двусторонние переговоры с Си Цзиньпином, было подписан 41(!) документ, достигнуты договоренности о проектах на сумму 25 млрд долларов в энергетике, химической промышленности, металлургии, геологии, автомобилестроении, электротехнике, строительстве.
В Сиане на бизнес-форуме отметились представители «свыше 400 крупных китайских компаний, заинтересованных в контактах с Узбекистаном». Министр инвестиций, промышленности и торговли Лазиз Кудратов привел цифры: в 2022 году товарооборот между странами вырос на 20% и достиг 9 млрд долларов, а в планах на 2023-ий довести эту цифру до 10 млрд. Также по его словам, «общий объем освоенных китайских инвестиций с 2017 года увеличился в 5 раз и составил 11 млрд долларов. Только в 2022 году освоено 2,2 млрд долларов китайских инвестиций. Количество совместных предприятий в Узбекистане за последние 5 лет выросло в 3 раза».
С другой стороны, товарооборот между Узбекистаном и странами ЕАЭС в 2022 году вырос на 33% и превысил 17 млрд долларов. При этом на Россию приходится 18,6% (9,3 млрд долларов). Для сравнения – с США какие-то смешные 400 млн долларов.
На днях президент Узбекистана побывал в Италии, а вчера уже гостил в Тегеране.
Континентальная торговля и региональные проекты в области логистики и энергетики связывают Узбекистан с соседями так же крепко, как узы дружбы и общих культурных ценностей.
Что взамен предлагают США и страны Евросоюза?
Одежда, бытовая техника, мебель, фармацевтика и медицинские приборы, смартфоны, компьютеры, автомобили – всё это есть в Азии. В Милане, конечно, хороший шопинг, а в Вене чудесная опера, но без этого прожить можно…
Почему же эмиссары Запада с весны без перерыва колесят по Центральной Азии, окучивают всевозможные форумы и встречи со СМИ? Ответ очевиден – дешевые российские энергоресурсы, на которых сидела Европа, теперь недоступны. США продают топливо «союзникам» в 4-5 раз дороже, что уже сильно ударило по экономике. Если говорить совсем просто – мы сейчас нужны Европе гораздо больше. Точнее, не мы, а наши энергоресурсы. А их надо много и дешево.
«За красивыми рассуждениями об устойчивом развитии, высоких технологиях, цифровизации и прочими неолиберальными штампами кроется банальная нужда: в условиях антироссийских санкций Евросоюз судорожно ищет новых поставщиков сырья на свой рынок. Вторая ключевая задача ЕС и Запада – оторвать регион от России, заставить Узбекистан и другие страны присоединиться к западной санкционной политике. Но Россия – крупнейший экономический партнер Узбекистана, все страны Запада вместе взятые не смогут ничего противопоставить тем выгодам, которые мы получаем от союза с Москвой», — убежден независимый эксперт, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Академии наук Республики Узбекистан Бахтиёр Алимджанов.
Укрепление сотрудничества с ЕАЭС поможет Узбекистану извлечь дополнительные выгоды из участия в транспортных коридорах «Север – Юг», «Восток – Запад» и других маршрутах, которые выводят на новые рынки сбыта.
Евросоюзу также особо не нужны мигранты из Узбекистана, в то время как Россия — главный внешний рынок труда для республики. Почти два миллиона узбекских граждан нашли тут работу. Переводы домой составили 16,9 млрд долларов (что, кстати, стало рекордным показателем за все годы независимости). 85% переводов «прилетели» из России.
ЕС, в свою очередь, и это видно невооруженным взглядом, не собирается инвестировать в развитие Узбекистана, цель другая – выкачать ресурсы и столкнуть на путь Украины.
Да, Мирзиёев на последней встрече лидеров «Центральная Азия – Европейский союз» призвал Старый мир к удвоение товарооборота, инвестиций, к развитию транспортных коридоров, «зеленой энергетики», туризма. Но скорее всего, все эти благие пожелания «европейские партнеры» пропустят мимо ушей. Об этом говорит весь 30-летний опыт взаимодействия Средней Азии и ЕС, когда деловое равноправное сотрудничество подменяется фарфоровыми улыбками и набившими оскомину нотациями о «свободе и демократии». Что особенно смешно после Югославии, Ливии, Сирии, Украины…
Тимур ХАСАНОВ, Ташкент