Запад усиленно навязывает Центральной Азии переход на «зеленую энергетику». Политический смысл понятен — разорвать связи с Россией. Но важен подтекст, далеко идущие планы «партнеров».
«Зеленая повестка»– это, по сути, попытка взять под контроль энергетическую сферу, а значит и промышленность. Уже создан и нужный инструмент — «углеродный налог» на экспортируемые в ЕС товары. Он гарантирует новый неоколониализм, сверхдоходы «золотого миллиарда».
Механизм «трансграничного углеродного регулирования» начнет действовать в ЕС уже с 1 октября 2023 года. Сначала импортеры будут обязаны только уведомлять ЕС о количестве парниковых газов при производстве продукции, а с 2026 года производители будут вынуждены покупать «сертификаты» на выброс этих газов. И деньги потекут в бюджет ЕС.
Сумма трансграничного налога составит в 2026 году 7 млн евро с потенциалом роста в десятки раз по мере расширения Евросоюзом номенклатуры облагаемых товаров.
В Узбекистане принята стратегия развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которая предусматривает рост доли альтернативной энергетики к 2030 году с нынешних 10%, вырабатываемых на ГЭС, до 25% за счет новых солнечных электростанций. Но фундамент республиканской энергетики остается прежним: 90% выработки дают теплоэлектростанции (ТЭС), главным образом на газе. Доля альтернативной энергетики составляет менее 0,01%.
«Однако, как показал опыт той же Европы, (ВИЭ) не обеспечивают дешевой и доступной энергией. Выработка на ВИЭ относится к «прерывистой генерации». Она нестабильна и подвержена влиянию природных факторов: силе ветра, солнцу, пылевым бурям. Для подстраховки надо иметь «дублеров» в виде электростанций на традиционных видах топлива, готовых в любой момент включиться в работу. То есть государству придется содержать резервные ТЭС, оплачивать которые придется промышленности, бизнесу и потребителям. Это приведет к удорожанию коммунальных услуг, продуктов и товаров народного потребления. К тому же себестоимость энергии на ВИЭ дороже традиционной.
Совокупность этих факторов приведет к кратному удорожанию электроэнергии, что отразится как на бюджете Узбекистана, так и на благосостоянии граждан. Об этом стоит помнить, делая ставку на развитие «зеленой энергетики», — подчеркнул независимый эксперт, старший научный сотрудник Академии наук Республики Узбекистан Бахтиёр Алимджанов.
«Не переживайте», — уговаривает «добрый» ЕС и щедро пихает дешевые кредиты на ВИЭ, заманивая регион в финансовую кабалу.
Почему же Запад так настаивает на внедрении ВИЭ? Да потому что прекрасно понимает, что иначе ему не вклиниться в быстрорастущие экономики Узбекистана или Казахстана. А так создается верный рычаг, завязанный на западные технологии и деньги.
При случае рубильник можно и вырубить, например, для проведения очередной «цветной революции».
Россия, в свою очередь, предлагает Узбекистану развивать надежные виды генерации: атомную и газовую. Да, у нее свои бизнес-интересы. Но нет никаких политических условий в отличие от Запада.
Лед тронулся.
Так, на ПМЭФ-2023 был подписан контракт Узбекистана с Газпромом о ежегодных поставках российского газа в объеме 2,88 млрд куб. м.
Что касается развития «мирного атома», то еще в 2018 году правительства России и Узбекистана подписали соглашение о строительстве Джизакской АЭС. Проект подразумевает строительство двух реакторов мощностью 2,4 ГВт, которая закрыла бы 15–18% потребностей страны в электроэнергии, могла бы сэкономить стране 3 млрд куб. м газа ежегодно и создала бы 8 тысяч рабочих мест. Россия готова выделить кредит на строительство в 10 млрд. долларов. Но, увы, грандиозный проект буксует на ровном месте — Ташкенту не хватает политической воли перед лицом незаконных санкций Запада, который таким образом убирает конкурентов.
Думается, что сама жизнь неизбежно заставит Узбекистан совершить исторический выбор. Здесь важно не просчитаться, не упустить время, не утратить верный шанс энергетического рывка в завтрашний день.
Тимур ХАСАНОВ, Ташкент
В настоящее время, зеленая энергетика работает с отрицательным эффектом. На изготовление, например, солнечных батарей, уходит энергии больше, чем они могут вернуть за все время своей работы. С ветряками — еще хуже