4 августа 1982 года-славная дата в истории Узбекистана. Именно в этот день на станцию Куанда прибыл первый поезд «УзБАМстрой».
Он должен был построить с первого колышка новый поселок. В план, как было принято в СССР, ему «вбили» вокзал, детсад, школу, дом отдыха локомотивных бригад, амбулаторию, 12 двухквартирных жилых домов, котельную и торговый комплекс.
Сами жили трудно, вспоминает первопроходец Владимир Федоров:
«Дали семейный железный вагончик, где круглыми сутками топили печку-буржуйку. На полки стелили по три матраца, а по утрам нижний слой примерзал так, что приходилось отдирать и сушить. Самое удивительное – дети не болели, а мы работали без выходных. Про субботы и воскресенья тогда не вспоминали, а я получил полдня выходных только по поводу приезда родных»
Волей истории, Куанда стала на какой-то момент столицей БАМА. 1 октября 1984 года именно тут было уложено символическое «золотое» звено, оно символизировало стыковку западной и восточной линий магистрали. На покорителей Сибири пролился дождь орденов, Звезд Героев Труда и медалей.
Главная улица поселка и нынче называется Самаркандской. Никто и не думал ее переименовывать!
Потом наступили иные времена и БАМ сошел с первых страниц газет, выпал из телевизионных новостей.
Сегодня история БАМ обрела второе дыхание. И снова узбекский говор раздается на бескрайних российских просторах.
Первая майская демонстрация в Куанде
Магистраль ожила после поворота Москвы на Восток, повернувшись спиной к прежним западным «партнерам», которые опустились до взрывов газопроводов и самоубийственных санкций. Рельсы, проложенные советскими комсомольцами-добровольцами, привели, как и задумывалось полвека назад, к новым месторождениям угля, меди, газа и нефти.
Потому снова понадобились крепкие рабочие руки, умелые менеджеры, грамотные спецы. Ну как тут обойтись без Узбекистана!
Нынешним летом на БАМ выгрузился первый десант узбекской молодежи. Юношей и девушек разобрали по стройплощадкам, но большую часть РЖД направило в проводники пассажирских поездов, чтобы хоть на время закрыть кадровый голод по этой важной позиции.
Дел на российской «железке» хватим всем и на долгие годы.
«В ближайшее десятилетие Сибирь ожидает череда грандиозных строек, — замечает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Модернизация двух основных веток — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей должна увеличить пропускную способность железнодорожной сети почти вдвое, с 75 до 180 миллионов тонн, что значительно сократит время доставки грузов по железным дорогам».
Узбекистану грех оставаться в стороне от таких планов. Здесь можно и хорошо заработать, и подготовить современные кадры, обкатав их в новейших технологических проектах.
В Ташкенте это прекрасно понимают. Республика тесным образом экономически связана с Китаем, Японией, Южной Кореей. Отсюда поступают комплектующие для сборки автомобилей, солнечных панелей, в обратную сторону нарастают поставки сельхозпродукции, сырья. И БАМ играет в этом транзите далеко не последнюю роль.
Характерно, что Узбекистан напрямую попросил у РЖД взять на БАМ отдельно студентов из Ташкентского института инженеров транспорта. Вернутся домой из таежных далей уже бывалыми!
Куанда сегодня. Вокзал