18+
21 Ноября 17:17
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Узбекская ветвь родословной БАМа

4 августа 1982 года-славная дата в истории Узбекистана. Именно в этот день на станцию Куанда прибыл первый поезд «УзБАМстрой».

 

Он должен был построить с первого колышка новый поселок. В план, как было принято в СССР, ему «вбили» вокзал, детсад, школу, дом отдыха локомотивных бригад, амбулаторию, 12 двухквартирных жилых домов, котельную и торговый комплекс.

Сами жили трудно, вспоминает первопроходец Владимир Федоров:

«Дали семейный железный вагончик, где круглыми сутками топили печку-буржуйку. На полки стелили по три матраца, а по утрам нижний слой примерзал так, что приходилось отдирать и сушить. Самое удивительное – дети не болели, а мы работали без выходных. Про субботы и воскресенья тогда не вспоминали, а я получил полдня выходных только по поводу приезда родных»

Волей истории, Куанда стала на какой-то момент столицей БАМА. 1 октября 1984 года именно тут было уложено символическое «золотое» звено, оно символизировало стыковку западной и восточной линий магистрали.  На покорителей Сибири пролился дождь орденов, Звезд Героев Труда и медалей.

Главная улица поселка и нынче называется Самаркандской. Никто и не думал ее переименовывать!  

Потом наступили иные времена и БАМ сошел с первых страниц газет, выпал из телевизионных новостей.

Сегодня история БАМ обрела второе дыхание. И снова узбекский говор раздается на бескрайних российских просторах.

Узбекская ветвь родословной БАМа

Первая майская демонстрация в Куанде

Магистраль ожила после поворота Москвы на Восток, повернувшись спиной к прежним западным «партнерам», которые опустились до взрывов газопроводов и самоубийственных санкций. Рельсы, проложенные советскими комсомольцами-добровольцами, привели, как и задумывалось полвека назад, к новым месторождениям угля, меди, газа и нефти.

Потому снова понадобились крепкие рабочие руки, умелые менеджеры, грамотные спецы. Ну как тут обойтись без Узбекистана!

Нынешним летом на БАМ выгрузился первый десант узбекской молодежи. Юношей и девушек разобрали по стройплощадкам, но большую часть РЖД направило в проводники пассажирских поездов, чтобы хоть на время закрыть кадровый голод по этой важной позиции.

Дел на российской «железке» хватим всем и на долгие годы.

«В ближайшее десятилетие Сибирь ожидает череда грандиозных строек, — замечает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Модернизация двух основных веток — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей должна увеличить пропускную способность железнодорожной сети почти вдвое, с 75 до 180 миллионов тонн, что значительно сократит время доставки грузов по железным дорогам».

Узбекистану грех оставаться в стороне от таких планов. Здесь можно и хорошо заработать, и подготовить современные кадры, обкатав их в новейших технологических проектах.

В Ташкенте это прекрасно понимают. Республика тесным образом экономически связана с Китаем, Японией, Южной Кореей. Отсюда поступают комплектующие для сборки автомобилей, солнечных панелей, в обратную сторону нарастают поставки сельхозпродукции, сырья. И БАМ играет в этом транзите далеко не последнюю роль.

Характерно, что Узбекистан напрямую попросил у РЖД взять на БАМ отдельно студентов из Ташкентского института инженеров транспорта. Вернутся домой из таежных далей уже бывалыми!

Узбекская ветвь родословной БАМа

Куанда сегодня. Вокзал

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности