Есть один грех, который я бы ввёл в список смертных. Он называется «неблагодарность».
В нашем детстве были такие болгарские сигареты — «Шипка». Конечно, плохой пример для молодёжи, но как-то так на бытовом уровне нам рассказывали, что была такая битва на Шипке.
Когда русские практически распылили на атомы армию турок в дикой, суровой битве, положив тысячи жизней. Орловский полк, Брянский полк, генералы Цвецинский, Драгомиров, Дерожинский — это все выдающиеся герои войны 1877—1878 годов.
И в чём был смысл этой бойни на болгарской горе? А в том, что по Сан-Стефанскому договору спустя 500 лет османского ига Болгария стала свободной. И по сей день во время литургии во всех православных храмах в Болгарии поминаются Александр II и все русские воины, павшие на поле боя за освобождение Болгарии.: «Блаженопочиналия наш освободител император Александър Николаевич и всички воини, паднали на бойното поле за вярата и освобождението на нашето отечество, да помене Господ Бог в царството си».
Наверное, тогда и сложился абсолютно фальшивый нарратив «болгары-братушки».
Ага. Братушки. Они так славно распорядились своей новой свободой, что каждый раз, когда надо было выбирать в историческом конфликте, они вставали против России.
Так было и в Первую мировую, и во Вторую мировую.
Больше всего советские пропагандисты ненавидели вопрос: «На чьей стороне воевала Болгария в Великую Отечественную?» И вертелись как ужи на сковородке, чтобы не произносить слово «Гитлер». Ну как же — они же «болгары-братушки».
Я вам скажу больше: и сегодня в России всячески пытаются представить историю Болгарии в гораздо более белом и пушистом костюмчике. Иначе у людей возникает вопрос: «А что мы тогда столько веков с ними возимся?!» Почему за них должны умирать наши солдаты и Алёша?
Можно сколько угодно закрывать глаза и затыкать уши — вся эта фальшивая политика и политиканство привели к логичному результату. Министр обороны Болгарии призвал убрать из школьных учебников по истории упоминания о сотрудничестве и дружбе с Россией. Тодор Тагарев, выступая в Атлантическом совете, заявил, что Болгария должна «противодействовать российской пропаганде» и «правильно» преподносить историю страны: «Из поколения в поколение говорится, что Россия — наш друг и освободитель и мы должны быть внутренне благодарны ей за то, что она сделала, хотя в истории мы часто оказывались на противоположных сторонах в различных конфликтах».
На самом деле это очень логично — убрать из учебников тексты про Россию-освободительницу.
Министр абсолютно прав. Потому что опять-таки никому не приходит в голову логичный вопрос: «Если Россия каждый раз — наша освободительница, то почему мы всегда потом воюем на стороне врагов России?»
«В истории мы часто оказывались на противоположных сторонах», — говорит министр. Нет. Это не «мы» оказывались. Это вы оказывались. Причём с упорством любителей наступать на грабли. И эти грабли называются «неблагодарность». Что, конечно, смертный грех.