Ташкентские музыканты Олег и Нина Ильясовы совершили путешествие в Крым и обратно на тихоходном микроавтобусе. На полуострове у них родственники среди татар, вот и решили отдохнуть.
Заодно планировали подработать в местных кафе, ублажая туристов. Для чего везли и свою музыкальную аппаратуру.
Вот что они рассказали:
-Дорога выдалась увлекательной, ехали не торопясь, примерно по 500-600 километров в день. А потому вся дорога в Крым из Ташкента заняла семь дней.
После Кунграда держим курс на казахский город Атырау и дальше на Астрахань, Элисту и через Ставрополье до Краснодара. Практически это одна дорога, еще советская, но в хорошем состоянии. По всей трассе – сплошные кемпинги и кафе, так что с голоду не умрешь. Мы, ради экономии, ночевали прямо в своем автобусе, на стоянках поближе к полиции. Бандиты, вымогатели-все это пустые разговоры и слухи. Мы, по крайней мере, ни с чем с таким не сталкивались.
Для узбекских водителей сразу даем совет. Надумали ехать в Россию, то обновите права, если они у вас старые, скажем, десятилетние. В России такой документ недействителен, нарветесь на штраф и запрет на вождение авто. Один из нас так и пострадал. И другому пришлось отдуваться без сменщика за рулем, что, конечно, нелегко.
На трассе пришлось и заодно переучиваться манере вождения. В России никто тебе не моргает фарами сзади, требуя уступить дорогу, все включают «поворотники» перед обгоном, на перекрестке. Если сломался- спешат на помощь. Словом, стараются быть людьми на трассе.
Таможенники в Казахстане, России не лютуют, заполнил бумаги — и кати куда хочешь. С узбекскими номерами можно ездить по России три месяца, но не больше.
Переправа в Крым на пароме заняла полтора часа. Мы просто ждали очередного парома.
«Прописка» в России проходит на почте, где сообщаешь в ФМС о своем приезде в качестве туриста. Но если хочешь работать-нужна уже регистрация по месту жительства и патент. Мы, признаемся, работали нелегально и в провинциальных кафе, подальше от больших городов, где пробиться на сцену очень непросто да и контроль покрепче.
Впечатления от Крыма? Божественное, мягкое, воздушное лето. Нет такого нестерпимого зноя, как у нас. Море, зелень, веселый курортный народ. Впрочем, его заметно поубавилось из-за кризиса, турист стал прижимистый, песен уже столько не заказывают как прежде. Что любят? Россияне обожают шансон и свою эстраду. Мы, понятно, сменили репертуар.
Подавляющее большинство крымских татар адекватно воспринимают переход Крыма под российский флаг. Их страхи закончились сами собой. Все сохранили свои рабочие места, бизнес, старики довольны новыми пенсиями, перед молодежью открылась вся Россия. Татары получили ряд привилегий как репрессированный народ, их язык стал государственным.
Правда, есть и «шипящие». Это, как правило, те, кто был связан с Меджлисом, кому основательно промыли мозги Джемилев и компания. Часть татар излишне политизирована, «накручена» прежними «вождями». Они все чего-то ждут, предрекают ужасы и кошмары. Но сама российская жизнь отодвигает их на обочину, им все меньше верят.
Многие татары недовольны тем, что закрыли «их» телевидение, которое спонсировал бежавший в Киев коммерсант Ленур Ислямов. Оно уже возобновило вещание из Украины, но лучше бы его не было. АРТ только разжигает межнациональные страсти, специально будоражит людей демагогией на ровном месте.
Пробыли мы в Крыму два месяца и тронулись в обратный путь. Кстати, по деньгам дорога обошлась также как на самолете.
Родина встретила, как всегда, пытливым взглядом. На въезде в Узбекистан мы простояли в очереди ровно 23 часа. Колонна автомобилей двигалась гусиным шагом из-за дотошного шмона. Таможня насквозь распотрошила наш микроавтобус, перевернула до дна сумки и чемоданы, обследовала каждого до нижнего белья, просмотрели все картинки в телефоне. Что искали-осталось тайной.