На границах Средней Азии происходит невиданное событие после роспуска СССР: российские войска участвуют сразу в двух масштабных учениях.
Стартовавшие в четверг маневры в Хатлонской области Таджикистана стали самыми масштабными (2,5 тыс. военнослужащих, около 500 единиц техники), когда-либо проводившимися на границе с с беспокойным Афганистаном. Впрочем, Таджикистан — союзник России по ОДКБ, и тут мало что удивительно.
Зато совместные манёвры в Сурхандарьинской области Узбекистана (1,5 тыс. солдат и офицеров, 200 единиц техники плюс сверхзвуковые бомбардировщики с подлетом из Саратова под присмотром начальника Генштаба российского минобороны Валерия Герасимова), тянет на геополитическую сенсацию. Дело в том, что Ташкент с момента обретения независимости ревниво оберегал свой суверенитет и всячески дистанцировался от военного сотрудничества с Москвой. Особенно сильно это было видно при покойном Исламе Каримове, который даже запретил снабжение российской базы в Таджикистане по земле через свою территорию.
Достаточно сказать, что Ташкент дважды (в 1999 и 2012 годах) выходил из ОДКБ. Не входит он в организацию и сейчас. Некоторые узбекские политики считали, что именно их государство — региональный лидер в Центральной Азии, а пребывание в военном блоке, где по понятным причинам доминирует Россия, может нанести ущерб национальному престижу.
Кризис в Афганистане развеял многие иллюзии и открыл глаза на прописные истины. Одна из них такова: если в регионе возникнет напряжённая ситуация, если исламские радикалы, захватив власть в Афганистане, хлынут через границу, отразить их натиск, прикрыть опасные направления, потушить пожар, прийти на выручку светским режимам в республиках Средней Азии сможет только Россия.
Если она сумела спасти погибающий режим в далёкой Сирии, то уж помочь почти родной Средней Азии — её, можно сказать, священный долг. Ни одна из держав, с которыми руководители государств Центральной Азии пытались заигрывать в последние годы и десятилетия, на помощь им не придёт — ни США, ни Китай, ни Турция, ни тем более страны Евросоюза.
Афганский конфликт, принимающий всё более драматический оборот, многое в регионе расставил по своим местам. Иногда и в мировой геополитике нужна шоковая терапия. Именно такой терапией и стали непредсказуемые талибы. Они избавили лидеров Средней Азии от ненужных амбиций и иллюзий.
«Иногда и в мировой геополитике нужна шоковая терапия. Именно такой терапией и стали непредсказуемые талибы. Они избавили лидеров Средней Азии от ненужных амбиций и иллюзий» эйфории независимости. И это только начало, конца этой эйфории.