Вчера в Ташкенте прошла презентация экскурсионных маршрутов по местам сталинских репрессий.
Их началом послужило выступление Генсека на пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 года, где было заявлено, что социалистические формы не будут развиваться при молчаливом отступлении врагов, а отживающие классы — сдавать добровольно свои позиции, не пытаясь организовать сопротивление. Фактически это была четко сформулированная перед силовыми структурами СССР задача на уничтожение «врагов народа».
Были созданы «тройки», куда входили первые лица партийных советских органов и представитель НКВД (Народный комиссариат внутренних дел). Решение «тройки» в подавляющих случаях было окончательным. Использовалось только два вида приговора: расстрел, либо лишение свободы сроком не менее 10 лет. Все семьи репрессированных подлежали постановке на учет и попадали под систематическое наблюдение.
Большевики понимали, что уничтожение частной собственности, чувства собственника у людей усиливает экономические и политические позиции коммунистической партии. Именно с применения насилия против класса собственников, особенно на селе, и начались репрессии.
Противодействие дехкан советской коллективизации (колхозов) было настолько сильным, что против него выступали целыми кишлаками, большевики называли это «кишлачной контрреволюцией» и жестоко подавляли ее.
По оперативным сводкам ОГПУ (Объединенное главное политическое управление) в Узбекистане в 1930 году, только с 1 по 25 февраля в 33 антиколхозных выступлениях участвовало 14170 дехкан, а с 25 февраля по 17 марта, число их участников составило 42743 человек.
В результате этой политики было раскулачено 40 тысяч дехкан, из них – почти 32 тысяч репрессированы.
Одним из способов террора было переселение раскулаченных в другие районы. Только в 1930 году из Узбекистана были выселены семьи 2648 дехкан среднего достатка. Подавляющее большинство их были переселены на Украину и в различные регионы России.
Непосредственно руководством массовым переселением занималась специальная оперативная группа ОГПУ и за годы коллективизации была уничтожена основная социальная группа сельского населения, способная организовать и материально поддержать сопротивление советской власти.
Политика репрессий проявилась и в мерах, направленных на очищение партийных, советских, хозяйственных органов от «вредных элементов», чему способствовали показательные процессы.
Например, в Узбекистане, наиболее резонансными были судебные процессы, вошедшие в историю под названием «Группа 18-ти», куда входили крупные партийные и советские руководители республики: «Иногамовщина», по имени Рахима Иногамова, заведующего отделом печати ЦК КП(б) Узбекистана и народного комиссара просвещения Узбекской ССР, который считал, что политику большевиков в регионе, можно приравнять к колонизаторству; «Касымовщина» – группа примерно из 30-ти человек руководящих работников суда, прокуратуры, во главе с председателем Верховного Суда Узбекской ССР Саъдуллой Касымовым. Их обвинили в поддержке организации «Миллий иттиход» (национальное объединение).
Перечислить все судебные дела не представляется возможным. Во время этих и других процессов были обвинены в национализме, осуждены и казнены многие опытные местные кадры, «вина» которых заключалась в защите интересов собственного народа с целью обеспечения развития общества на основе национального менталитета, исторических традиций. Идеологи и политики советского государства «…сознательно подменяли естественные процессы роста национального самосознания агрессивным политизированным национализмом.
Тем самым преследовалась цель отвлечь людей от закономерно возрастающих и связанных с объективными причинами потребностей в национальном самосознании». Обвиняя в «национализме», подвергая репрессиям прогрессивных по своим убеждениям и преданных своему народу людей советское государство стояло на позиции принудительной «интернационализации» и создания «многонациональной» общности, отвечающей интересам коммунистической идеологии.
Еще одним трагическим проявлением политики репрессий явились процессы, направленные против религии и религиозных деятелей.
В резолюции VI пленума ЦК КПСС Узбекистана 1927 года указывалось, что ислам, как и другие религии, является препятствием в развитии культуры, пролетарских идей, прогресса социалистического строительства, а духовенство – антисоветской силой, противодействующей реализации основных мероприятий партии и советской власти, использующей религию, как оружие борьбы против диктатуры пролетариата.
В результате были ликвидированы тысячи храмов и мечетей и сотни медресе, здания многих из которых представляли архитектурную и историческую ценность. Были казнены, получили длительные тюремные сроки, или сосланы в отдаленные регионы многие представители мусульманского духовенства: улемы, знатоки Корана, преподаватели медресе.
Осуществлялись репрессии в форме депортаций по этническому принципу. Эти репрессии связывались первоначально с подготовкой к предполагаемой войне с Германией и Японией, позднее с самой войной.
Так 28 августа 1941 года, национальная автономия поволжских немцев была ликвидирована, а они сами депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. В середине 40-х годов – крымские татары, чеченцы, турки-месхетинцы, калмыки и ряд других народностей, обвиненные в предательстве Родины, были переселены из обжитых мест в Узбекистан.
Однако основной удар репрессий пришелся на национальную интеллигенцию. Только за 1936–1940 гг. в тюрьмы были заключены 5758 человек из числа узбекских писателей, журналистов, общественных деятелей и других. Из них 4811 человек были расстреляны.
В 1936–1938 гг. по сфальсифицированным обвинениям было уничтожено почти все политическое руководство Узбекской республики.
Чтобы представить масштабы трагедии, достаточно вспомнить, что в 1937– 1953 гг. в Узбекистане было репрессировано почти 100 тыс. человек, из них 13 тыс. расстреляно. Среди репрессированных были представители всех национальностей и народностей, проживающих в нашей стране.
Ежегодно, 31 августа, в Узбекистане отмечается «День поминовения жертв репрессий». Маршруты по местам сталинских репрессий охватывают 16 архитектурных объектов Ташкента. Это места массовых расстрелов, где «врагов народа» расстреливали глубокой ночью, под звуки тарахтящего мотора трактора и культовые храмы, которые являются свидетелями репрессий против мусульманского, православного и католического духовенства, а также дома и учреждения, где жили и творили представители интеллигенции, незаконные аресты, расстрелы, или пропавшие в ГУЛАГе; кладбища, где нашли свое последнее пристанище жертвы произвола и беззакония тоталитарного режима.
.
Материалы для презентации подготовлены Музеем “Памяти жертв репрессий”, г. Ташкент и РНУКЦ НК “Узбектуризм” в партнерстве с Филиалом Немецкой ассоциации народных университетов (DVV) в Узбекистане и Представительством Фонда им. Конрада Аденауэра (KAS) в Республике Узбекистан.