На днях Государственная Дума в первом чтении приняла два законопроекта, регулирующих некоторые вопросы принятия соотечественников в российское гражданство.
Прежде всего, необходимо разобраться о чем идет речь.
Первый – законопроект № 171071-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и второй – Законопроект № 61423-6 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”».
Начнем с последнего, поскольку с ним более-менее все понятно. Данный проект федерального закона разработан в целях создания максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации. Законопроект не новый – еще 24 апреля 2012 года Президент Дмитрий Медведев внёс его в Государственную Думу. И, конечно, законопроект крайне важный – широко известны конфликтные ситуации с детьми, у которых один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а второй – иностранный гражданин. Возможность принятия в российское гражданство ребёнка посредством одностороннего волеизъявления родителя-соотечественника без согласия родителя-иностранца, на что, собственно говоря, и направлен законопроект, действительно способствует защите прав наших детей за рубежом и прав их родителей – наших соотечественников. Принятие законопроекта в первом чтении можно только приветствовать и надеяться на то, что окончательно он будет принят в ближайшее время. Тем более что после внесения его в Госдуму в апреле прошлого года минуло уже много времени.
А вот с законопроектом № 171071-6, к которому, собственно, и было направлено столь повышенное внимание журналистов, не так все просто. Как следует из комментариев к законопроекту, содержание документа говорит об «уточнении упрощенного порядка приема в российское гражданство в отношении участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, а также об установлении дополнительных мер в целях стимулирования указанных лиц для участия в названной Государственной программе». Главная суть «новшества», столь широко разошедшегося по информационным каналам, состоит в том, что, как явствует из пояснительной записки к законопроекту, «предлагаемые законопроектом изменения в часть 7 статьи 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” позволят участникам Государственной программы и членами их семей получать гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (то есть без необходимости в течение пяти лет непрерывно со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации проживать на территории Российской Федерации)».
«Но позвольте, – справедливо скажут те, кто имеет хоть какое-то представление о переселенческой Госпрограмме, – ведь программа-то эта так ценится соотечественниками как раз потому, что она и так позволяет ее участникам приобрести гражданство по упрощенному порядку, без соблюдения пятилетнего срока проживания и т.д.! Более того – именно она является на сегодняшний момент фактически единственным каналом вхождения соотечественников в «упрощенку!».
Действительно, 2 октября 2008 года Президентом России был подписан Федеральный закон «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», согласно которому соотечественники – участники переселенческой Госпрограммы, получали возможность получить российское гражданство в упрощённом порядке, то есть – без соблюдения условий пятилетнего непрерывного срока проживания на территории Российской Федерации, наличия законного источника средств к существованию, владения русским языком. Эти действительно очень важные на тот момент новшества были закреплены в части 7 статьи 14 ФЗ о гражданстве.
Но в чем же «новшество» нынешнего законопроекта?
Давайте еще раз внимательно почитаем документы – действующую статью ФЗ о гражданстве в редакции
Итак, часть 7 статьи 14 ФЗ о гражданстве сегодня звучит так:
«Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона».
А вот ее редакция в законопроекте № 171071-6:
«Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, проживающие на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона».
Поясним, что упоминаемые в обоих вариантах пункты “а”, “в” и “д”, это, как раз и есть требования о пятилетнем непрерывном сроке проживания на территории Российской Федерации, наличии законного источника средств к существованию и владении русским языком…
Так что же в итоге получается?
1. Формулировка «…имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации…» заменяется на «…являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному…
2. Добавляется упоминание о членах семей участников Госпрограммы.
3. «…могут быть приняты в гражданство Российской Федерации» заменены на «…в гражданство Российской Федерации принимаются»…
Бесспорно, редакционные уточнения важные. Но принципиально не влияющие на расширение возможностей получения соотечественниками российского гражданства в упрощенном порядке даже в рамках переселенческой Госпрограммы. И, тем более, не вполне соответствующие президентскому поручению «разработать (выделено мной – С.П.) ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам»… А ведь именно в контексте этого поручения и преподносился данный законопроект в СМИ…
Я не стану подробно разбирать вторую часть законопроекта № 171071-6, предлагающего внести в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменения касательно вопросов аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданного участнику Государственной программы, и членам его семьи, поскольку в этой части тем более сложно найти меры по стимулированию соотечественников для участия в Госпрограмме…
Какой вывод можно сделать из вышесказанного? Было очевидно, что после Послания Президента Федеральному Собранию активизируется законодательная деятельность по регулированию вопросов получения соотечественниками российского гражданства. Но в этой важной и сложной работе, напрямую касающейся миллионов наших зарубежных соотечественников, как мне представляется, очень важно избежать таких распространенных, увы, в наше время явлений, как кампанейщина и чрезмерное увлечение PR-ом…
Сергей Пантелеев,
директор Института Русского зарубежья