18+
05 Января 06:25
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Внук бухарского эмира-звезда экрана

Исполнилось сто лет знаменитому немому фильму «Аэлита». Главную роль в ней сыграл внук бухарского эмира Николай Церетелли.

Внук бухарского эмира-звезда экрана

Это был человек удивительной и неповторимой судьбы. 

Он родился в Москве в 1890 году, мать его — Максимова Софья Ивановна (1871 — 1943) — происходила из купеческого сословия, переводчица философской литературы. Отец, бухарский принц Мир Саид Мансур (1863 — 1918), служил корнетом в 1-м Сумском гусарском полку в Москве. Откуда же фамилия Н. Церетелли? 

По семейной легенде, бухарский принц не мог вступать в морганатический брак с обычной купчихой. И тогда Софья Ивановна фиктивно вышла замуж за своего близкого друга — этнического грузина князя Церетелли Григория Филимоновича, студента-филолога, проживавшего в Санкт-Петербурге. 

План махинации был таков, что в скором времени она расстанется с «мужем», оставшись княгиней. В итоге она родила от Мир Саид Мансура семерых детей, первым из которых и был будущий актер Н. Церетелли. 

Все дети носили фамилию филолога Церетели, правда, дочь Любовь поменяла фамилию и стала актрисой Мансур. Еще одна дочь — Тамара — выбрала себе фамилию Мангит. 

Внук бухарского эмира-звезда экрана

                                                                                            С бабушкой    

Дети Мир Саид Мансура были признаны в Бухарском эмирате. Николай с матерью посещал историческую родину, где встречался с бабушкой, матерью отца.

 Настоящий отчим актера детей не имел, посвятил свою жизнь науке, вскоре стал профессором Петербургского университета, папирологом, в СССР был членом-корреспондентом АН СССР. В 1938 году его расстреляли в Тбилиси, где тогда проживала и вдова Софья Церетели.

Мир Саид Мансур скончался от ран в марте 1918 года на родине, в Кермине, во время боев с большевиками. Царствующий бухарский эмир Саид Алимхан выплатил вдове 300 000 рублей в помощь. 

В личном плане она была несчастной женщиной, оба ее мужа погибли, ей пришлось пережить всех своих семерых детей. Памятником ей остались переводы книг философа Д. Юма. 

Всё это будет потом, а пока юный Николай в имении на Волге, где прошло детство, тянется к театру. Первым увлечением была опера. Но, катаясь на лодке, Николай сильно простудился, у него пропали слух и голос. На певческой карьере пришлось поставить крест. После трех операций слух вернулся, а певческий голос пропал. 

В 1912 году Н. Церетелли поступил в частную драматическую школу А. Адашева. Церетели попался на глаза режиссеру Немецкого театра М. Рейнхардту. И тот взял молодого актера с экзотической внешностью на гастроли по Европе, где он появлялся на сцене в спектакле по мотивам «Тысячи и одной ночи». 

Внук бухарского эмира-звезда экрана

    Н.М.Церетелли в роли Мориса Саксонского в спектакле «Адриенна Лекуврер» в постановке А.Я.Таирова в Московском     Камерном театре. 1928 год. Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина.

В следующем году Н. Церетелли приняли в легендарный МХТ по протекции его наставницы, актрисы Н. Литовцевой (это супруга В. И. Качалова, ее правнучка О. Б. Любимова сейчас министр культуры РФ).

В театре, впрочем, карьера у Церетели не задалась. Он сам писал в автобиографии: «кричал «хоп-хоп» за кулисами в четвертом акте «Трех сестер»». 

Зато его как киноактера открыл режиссер В. Висковский, который впоследствии в Бухаре снимет первый узбекский фильм «Минарет смерти» при поддержке Файзуллы Ходжаева. В 1915 году Н. Церетелли снялся в фильмах «Сильнее смерти» и «Елена Павловна и Сережка», причем в главных ролях. В 1916 году Н. Церетелли сыграл уже в 12 фильмах, став настоящей звездой! 

Незадолго до октябрьского переворота Церетелли перешел в Камерный театр А. Таирова. 

Актриса А. Коонен в книге «Страницы жизни» вспоминала: «Пришел Николай Церетелли. Это имя сейчас как-то ушло в тень, а между тем в годы, когда Церетелли играл в Камерном театре, он был одним из любимейших актеров Москвы. Такие его роли, как Фамира-Кифаред, король Арлекин, Морис Саксонский в «Адриенне Лекуврер», Мараскин в «Жирофле-Жирофля», Ибсен в «Любовь под вязами», вспоминают до сих пор те, кто видел его на сцене. Церетелли пришел к нам потому, что Камерный театр был ему творчески и душевно близок. Он был моим неизменным партнером в течение многих лет. Мы были большими друзьями, я любила его не только как партнера, с которым мне легко было играть, но очень ценила его как товарища, ценила его большое внимание и заботу.

Церетелли обладал прекрасными внешними данными: красивое лицо, гибкое, пластичное тело, большой голос своеобразного тембра — то мягкий, певучий, то с каким-то резким, металлическим звучанием. В облике Церетелли очень чувствовался восток. В одних ролях он этим мастерски пользовался, в других — искусно преодолевал».

В 1923 году театр с триумфом совершил турне по Европе. Н. Церетелли писал в своей автобиографии: «Не могу забыть двух вечеров моего большого душевного волнения, это — вечер премьеры «Федры» в Париже 9-го марта 1923 года, вечер громадного и неподдельного успеха Камерного театра, и вечер 10-летнего юбилея Камерного театра, вечер чествования в Государственном Большом театре 29 декабря 1924 года».

Внук бухарского эмира-звезда экрана

 Портрет Н. Церетелли кисти немецкого художника-экспрессиониста Макса Бекмана. Картина находится в Гарвардском художественном музее, США.

Революция, кроме отца, унесла и жизнь младшего брата Бориса, офицера того же Сумского полка. Он был расстрелян в 1920-ом по приговору тройки в составе Дзержинского, Петерса и Аванесова по докладу Менжинского. Они прекрасно знали, кого отправляли на казнь. А потому принадлежностью к бухарской знати Николай Церетелли предпочитал не козырять… 

Скорее всего, актера спасло его участие в пьесах и фильмах всесильного наркома просвещения Анатолия Луначарского. Причем, нередко играл революционеров. 

В 1929–1934 годах он работал режиссером в Театре оперетты. Участвовал в постановках опер «Русалка» и «Богема» в Большом театре. Но после убийства С. М. Кирова всех «бывших» попросили покинуть столицу пролетарского государства, чтобы освободить ее для новых хозяев жизни. 

С этого времени Н. Церетелли трудится режиссером в Калинине, Могилеве, Минске и Костроме. В Белоруссии, например, Н. Церетелли поставил «Анну Каренину» и сыграл Вронского. 

Внук бухарского эмира-звезда экрана

                                                                 Николай Церетелли и Анатолий Луначарский с супругой

В 1940 году Н. Церетелли принимают в труппу Ленинградского театра комедии, где он запомнился ролью Камило в «Валенсианской вдове» Лопе де Веги. 

В августе 1941 года Ленинград был блокирован немецкими и финскими войсками. Усилиями главного режиссера Ленинградского театра комедии Н. П. Акимова актеров удалось эвакуировать в декабре 1941 года на «большую землю». 

Здоровье Н. Церетелли уже к этому времени значительно пошатнулось, в самолет его несли на носилках. В Кирове Н. Церетелли госпитализировали, он находился в последней стадии истощения. 6 февраля 1942 года он скончался. 

    Внук бухарского эмира-звезда экрана                                                                        

                        В.Холодная и Н.Церетелли в фильме «Шахматы жизни».  Государственный центральный музей кино.

Церетелли жил и творил в эпоху, когда не было интернета, ТВ и видео. От его работ практически ничего не осталось, кроме открыток, постеров и чудом сохранившихся пары лент. Тем не менее он оставил потомкам на вечную память свой чудесный дар. Это книга «Русская крестьянская игрушка», она жива и очень высоко сегодня котируется среди библиофилов и специалистов. 

Николай был страстным коллекционером редких народных самобытных игрушек. Из гастрольных поездок и путешествий Н. Церетелли неизменно привозил деревянные и глиняные поделки, сделанные деревенскими мастерами. Н. Церетелли стал незаурядным знатоком деревенской игрушки, и так родилась книга. Кстати, посоветовал ее написать и помог с изданием тот самый Луначарский, который по достоинству оценил хобби Церетелли. 

Внук бухарского эмира-звезда экрана

Красиво и со вкусом оформленная книга вышла в издательстве Academia в 1933 году. 

Чудом сохранилась и коллекция игрушек Николая Церетелли. Через много лет ее приобрел москвич Г. Костаки. Перед отъездом в Грецию в 1977 году, он подарил всю сокровищницу Н. Церетелли советскому правительству. И сейчас коллекция хранится в фондах Музея-заповедника «Царицыно». 

Ефим РЯБОВ

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности