18+
11 Февраля 06:39
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Время слащавых улыбок подошло к концу

Закрытие «Русского дома» в Баку-проявление тревожной картины в Евразии.

 Ещё более нелепой выглядит истерика части киргизского политикума по поводу того, что премьер-министр России Мишустин назвал их государство Киргизией, а не Кыргызстаном. На деле, конечно, главное возмущение вызвал призыв  не лазить по карманам у российского бизнеса, работающего в республике.

Время слащавых улыбок подошло к концу

Мы долго старались уходить от разговора о том, как России выстраивать отношения с государствами постсоветской Евразии, объясняя это необходимостью деликатного отношения к соседям. А на деле не решаясь признать неприятные реалии.

Главной из них является переход в большинстве стран постсоветского пространства к строительству государств на этнократической основе. Для чего остатки советского социального и культурного наследства ускоренно демонтируются. Где-то это делается в более мягкой форме, где-то — более агрессивно, в зависимости от градуса национализма.

Но есть два нюанса.

Первый: ни одно из постсоветских государств не является полностью жизнеспособным без связи с Россией, вернее, без использования её в качестве донора. Фактически евразийские этнократии выстраиваются за счёт России. Льготные поставки российских ресурсов, льготный транзит по территории России, облегчённый таможенный контроль, фактическое формирование на пространстве Евразии не только зоны свободной торговли, но и режима свободного транзита и перемещения трудовых ресурсов, благоприятное отношение к диаспорам в России — это и есть неприятная для многих «закулиса» экономических «чудес» Евразии.

Второй: в той или иной степени все постсоветские государства рассматривали отношения с Россией в качестве элемента «расторговки» с другими странами, имеющими интересы в регионе, — прежде всего с США, Турцией, Великобританией, Китаем, а также с ЕС.

В результате чего создаваемые этнократии в своей основе несуверенны и существуют в том числе с опорой на внешнее финансирование. Вопрос, насколько государство, построенное на базе этнократии, может в принципе быть экономически устойчивым и политически суверенным, оставим на будущее.

Мир, в котором постсоветские этнократии существовали последние 10—12 лет, был для них удивительно геоэкономически комфортным, создав причудливую модель геополитического поведения. Одним из её наиболее ярких проявлений был категорический отказ от взятия на себя каких-либо обязательств в отношении России и сокращение вовлечённости в совместные структуры безопасности при максимизации экономических выгод для себя.

Классическим примером стали недавние демарши на высоком политическом уровне представителей ряда постсоветских стран против попыток России навести порядок в сфере миграции и одновременное давление на российский бизнес на своей территории. Но времена явно меняются.

Закрытие администрацией Трампа пресловутого USAID знаменует начало глубокого аудита расходов США на «мягкую силу». И этот аудит неприятно затронет слишком многих на постсоветском пространстве.

В том числе и тех, кто раскручивает политико-медийные кампании против России, выполняя внешний «заказ». А посему стоит рассматривать нынешнее обострение как признак слабости этнократических политикумов, значительная часть которых существовала за счёт зарубежных подачек.

Привыкнув к постоянному получению средств из западных фондов, они, конечно, опасаются, что в результате трамповского «наведения порядка» могут потерять привычный уровень жизни. Турция, Великобритания и ЕС вряд ли смогут выделять «партнёрам» ресурсы, сравнимые с теми, что шли по каналам USAID и других западных фондов.

Но дело здесь не только в сокращении западной «подкормки». Едва ли власти постсоветских стран питают иллюзии относительно реальной устойчивости своих государств.

Сложно забыть январские события 2022 года в Казахстане, поколебавшие уверенность в социально-политической устойчивости едва ли не самой стабильной из постсоветских республик. Но какие уроки были извлечены из этой вполне предсказуемой ситуации?

Увы, многие в Евразии решили, что рецепт выживания — заигрывание с националистическими или пантюркистскими элементами, а также попытки продать себя Западу в качестве некоего противовеса России. Это было очень заметно в 2023—2024 годах — на пике радикализации позиций Вашингтона и Брюсселя. Сейчас многие руководители постсоветских стран опасаются утраты контроля над ими же легализованными националистами на фоне явного спада интереса Запада к постсоветскому пространству, наглядным примером чего стала ситуация в Грузии. Они понимают, что Запад их спасать даже деньгами не будет, но выйти за рамки сценария строительства «мини-анти-Россий» не могут.

Нет, повторить судьбу бывшей Украинской ССР никто не хочет, все надеются, что смогут и сейчас выдавить не только из России, но и из других стран, прежде всего из ЕС, Великобритании и Турции, максимум бонусов, за которые потом не надо будет расплачиваться. Но тем самым элиты постсоветских государств доказывают свою глубочайшую геополитическую незрелость, так и не поняв, что антироссийский «сыр» не бывает бесплатным. Это всегда «мышеловка».

А в ряде случаев, увы, руководство постсоветских государств подпало под влияние националистических элементов. Это создаёт прямую и явную угрозу безопасности российских граждан на территории этих государств, да и региональной стабильности в целом.

Все это привело тому, что представители правящих элит сформировали откровенно паразитическое отношение к России, будучи уверенными, что любая медийная истерика с их стороны обязательно заставит Москву извиняться. Уже не просто льготные, но нарастающе асимметричные с точки зрения экономической выгоды отношения с Россией воспринимаются как данность. Уступки должна делать только Москва, а любой намёк на взаимовыгодность трактуется как проявление колониализма.

Время слащавых улыбок подошло к концу

Хотя перед Россией встал вопрос о необходимость купирования социально-политических рисков по её границам. И странно, что в столицах постсоветских государств не улавливают обновления геополитических реалий.

России, вероятно, придётся прибегать к существенно более жёстким мерам воздействия на постсоветские элиты, которые прятали свою нарастающую русофобию за слащавыми улыбками.  

Дмитрий Евстафьев, профессор, кандидат политических наук  

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности