Когда я слышу от наших новых «левых», что, вот-вот, всплывет «Советская Атлантида», то у меня возникает много вопросов.
Все так: капитализм в цифровом изводе себя съел как социальная модель и доедает – как экономическая. Не доел пока, но доест. И раскулачивание российских олигархов их западными партнерами, это всего лишь этап в развитии. Просто российские олигархи «не впишутся в рынок». В новый «рынок». Делов-то!
Правда и то, что пустота в том месте, где должен быть некий «образ будущего» становится все более заметен не только интеллектуалам, но и просто образованным людям, задумывающимся о том, какую страну они оставят детям.
Но почему мы думаем, что в условиях реальной атомизированности нашего общества и возможной его политической дезориентированности (не дай Господь, конечно, но….) всплывет только «Советская Атлантида»?
В конечном счете, фраза «без теории — нам смерть» была произнесена более 70 лет назад и с тех пор была развита по большому счету только многократно перефразировавшейся констатацией: «мы не знаем общества, в котором живем» (я бы еще больше переформулировал: «мы не знаем общества, которым пытаемся управлять). Конечно, отрицать движение марксистской мысли нельзя, были и Ильенков, и Косолапов, и даже Иовчук, хотя про него вспоминать не любят (я не коммунист, даже членом КПСС не был, мне можно, а будете возмущаться, — я еще Федосеева вспомню), но не в этом дело. «Советская Атлантида», это память о великой стране. Это так.
Забывается, впрочем, то, что эта страна потерпела фундаментальное поражение и именно в сфере идеологии. Не политики или военного соревнования, даже не экономики. Идеологии. А с ней и культуры, социальных отношений, отношений человеческих и многого того, что является частью этой сферы, но не всегда это осознается.
Почему же мы не хотим предположить, что вместо «Советской Атлантиды» с дружбой народов, мороженным за 19 копеек и уверенностью в завтрашнем и послезавтрашнем дне всплывет «Атлантида 1990х»?
С социальной точки зрения шансы сравнимы, но есть нюанс: носителей «советской идеологии» сейчас ощутимо меньше. Внуки ушедших в небытие «комиссаров в пыльных шлемах» сейчас все больше мочат Дзержинского и старательно выискивают у себя «голубую кровь» и «белую кость». Иногда это бывает очень смешно. А вот «прорабы перестрелки», кто дожил, конечно, все еще вполне живчики и даже периодически выступают с концептуальными обобщениями о «святых 1990х».
Коммунизм, этот вольный и зубастый волчара, самая агрессивная глобалистская идеология, погиб, будучи прирученным – при участии, кстати, Джозефа нашего Байдена – мировым капитализмом в мягких кашемировых варежках. Этому волчаре было плохо даже в «брежневской» клетке. И он рвался то в Африку, отстаивать Луанду для Агостиньо Нето, то в Никарагуа с молодым и бесшабашным Виктором Анпиловым помогать сандинистам, то на афганские перевалы вырывать из феодализма дехкан, волком глядевших на все новое.
В клетке горбачевского «социализма с лицом Раисы Максимовны» у него шансов не было.
Я как-то писал, что герои, штурмовавшие непреступные крепости «духов» и «бандюки», убивавшие друг друга в подмосковных лесах, это примерно одни и те же люди с одними и теми же автоматами. Только попавшие в разный исторический контекст. Вот и подумайте, долго ли просуществует «Советская Атлантида» в нашем сегодняшнем мире, в нашем сегодняшнем контексте….
Да и всплывет ли вообще.
Есть и еще важное различие. Условно «советский» период нашим обществом кое-как осмыслен, отрефлексирован. Покаяться, правда, получилось только у людей с рукопожатными лицами, но это их работа.
А, вот, «девяностые» — и «перестрелку», и попытку «переклички» после 1998 года – наше общество не отрефлексировало никак. Даже не попыталось. И эти гири, — проклятые и забытые беспутные годы наших жизней, будут возвращаться к нам ночным кошмаром, пока мы их внутри себя не перемелем в муку прошлого. А сделать это можно только, если энергично идти вперед.
Поэтому и боюсь я, что если слишком долго всматриваться в лазоревую глубину нашей истории, может всплыть совершенно не то, что мы думаем. Тьма всплывет. Забытая, но не отброшенная тьма 1990х
И она уже всплывает.
[Рефлексия на тему беседы К.А.Собчак 1981 г.р., ранее не судимой, и Мохова В.В., 1950 г.р., ранее судимого]