Америка, наконец-то, выбрала себе нового президента. И нам в Узбекистане тоже нужно будет выбирать. Уже совсем скоро.
Лично мне очень приятно, что наш народ в своей основной массе настроен позитивно и не желает копаться, ковыряться или рыться, как изволите, в чужом грязном белье. Тем не менее, кто войдёт в Белый дом в Вашингтоне и какая на это последует реакция в мире, для всех здравомыслящих людей вопрос далеко не праздный.
С учётом той роли, которую на себя возложили США, попытаюсь высказать своё мнение (абсолютно личное) только по одному вопросу в чрезмерно осложнившихся российско-американских отношениях. А это представляется актуальным и для нас, жителей Узбекистана, после того, как мы сами выберем своего политического лидера.
Многочисленные дискуссии и пересуды вокруг намерения США выстраивать глобальную противоракетную оборону, не считаясь с интересами других участников международного сообщества, являются очередным подтверждением тезиса, который в своё время развернул бывший президент Б.Клинтон в своём выступлении ещё в 1993 году на Генеральной ассамблее ООН. Стоит напомнить, что тогда американский лидер уведомил всех, что является первым президентом США, родившимся после окончания второй мировой войны, и присвоил себе лавры и претензии на единоличное мировое лидерство.
В тот момент всем стало ясно, что ответственные деятели в США будут это доказывать всяческими способами. Новая программа ПРО лишь подтверждает этот факт. Именно США своим выходом из Договора по ПРО в 2002 году стимулировали разрушение фундамента стратегической стабильности, который худо-бедно действовал на протяжении трёх десятилетий.
Очевидно, что перспективы появления новых элементов ПРО США в Польше и Чехии, в непосредственной близости от российских границ, мягко говоря не вызывали энтузиазма в Москве. Российское руководство откровенно предупреждало об этом и Вашингтон и его союзников, выразивших готовность предоставить свою территорию для развёртывания американских противоракетных баз.
В своё время отказ президента США Б. Обамы от «третьего позиционного района» был воспринят в качестве своевременного сигнала для разрядки обстановки и заключения нового Договора о СНВ. Однако последующие заявления Б. Обамы о новом «поэтапном адаптивном подходе» в области ПРО в Румынии, Польше и в морских акваториях европейского региона лишь усилили опасения в Москве, где указанные действия США обоснованно воспринимаются в качестве реальной угрозы российским интересам.
Давление США на своих союзников, в том числе посулами выделить 200 млн. евро на 10-летний период, сегодня многократно усиливается и речь идёт о гораздо больших затратах, требующихся на приобретение (фактически у США) информационных и огневых противоракетных средств. США стремятся втянуть в построение региональных сегментов глобальной ПРО не только Восточную Европу, но и страны АТР. В соответствующую работу уже вовлечены Япония и Австралия. Усиливается нажим на Республику Корея. В информационном обеспечении ПРО США участвует радиолокационная станция AN/TPY – 2 на территории Израиля, с которым компании США разрабатывают новые огневые средства. К этому можно добавить тот факт, что усиление группировки стратегических противоракет GBI на континентальной территории Соединённых Штатов к 2017 должна достичь 44 единиц. А морскую группировку ПРО составят около 40 боевых кораблей с сотнями ракет-перехватчиков.
Возникают вполне очевидные вопросы и выводы. Кого же так боятся США? Неужели спровоцированную и раздутую ими же кампанию против России, которая делится своим куском хлеба с миллионами отрезанных от цивилизации людей из Украины?
Есть вывод, который не может быть не воспринят. Чем сильнее Россия, тем больше страхов на Западе.
Неужели в США инициативы по развёртыванию новых сегментов ПРО воспринимаются в качестве гарантии своей безопасности? Есть хорошая поговорка, что против любого яда есть своё противоядие. Нет никаких сомнений, что форсированное и ничем не ограниченное наращивание США глобальной системы ПРО подрывает сложившийся в мире стратегический баланс, создавая тем самым прямые или косвенные угрозы безопасности для широкого круга государств. И большинство из этих государств не останутся сторонними наблюдателями.
На этом фоне напрашиваются два основных вывода.
Во-первых, противоракетная оборона ни коим образом не должна служить разделению государств Европы, АТР или Ближнего Востока на «друзей» и «врагов», искусственно расширять пропасти между «своими» и «чужими». Изменить эту тенденцию, поставив во главу угла интересы международной безопасности и стабильности – сложная, но выполнимая задача, отвечающая интересам всего международного сообщества.
Во-вторых, и это, видимо главное, сегодняшним и завтрашним лидерам США следует признать, что нынешний мир – это не только череда спровоцированных «цветных революций». В «джунглях» нашего мирового сообщества на любого «царя-льва» найдутся организованные «волчьи стаи» и … мало никому не покажется. То же пресловутое, но на практике убедительное, ИГИЛ служит этому наглядной иллюстрацией. Там «ребята» не церемонятся с теми, кто оправдывает псевдодемократией понятия «родитель №1 и №2». Может быть, уже настало время всем задуматься, одуматься и взвешенно оценить свои ориентации? В противном случае никакие системы ПРО просто не спасут.
Смею высказать уверенность, что это всё же будет адекватно воспринято теми, кому народы и США и Узбекистана, да и других стран, предоставят власть и вместе с тем свои надежды на действительно светлое будущее для своих детей и внуков.
Рафик Сайфулин, политолог, Узбекистан