18+
24 Ноября 04:19
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Зеленый рай Михаила Невесского

Самарканд по праву считается самым зеленым городом Средней Азии. И у этой роскоши был свой создатель.

Зеленый рай Михаила Невесского

Еще в самом конце XIX столетия в Самарканде побывал известный российский писатель и этнограф Е.Л. Марков. Вот что он увидел: « Русский  Самарканд — такая прелесть, которой никак не ожидаешь в этой стране. Широкие, отлично мощеные улицы уходят длинными перспективами направо и налево, пересекая друг друга с геометрическою правильностью. Это даже не улицы, а тенистые аллеи, дышащие прохладой, журчащие ручьями.

Тополя-гиганты, каких мы не знаем в России, тенистыми зелеными полками провожают в несколько рядов оба тротуара улицы, не пропуская внутрь ее боковых лучей утреннего солнца, и у корней этих зеленых колоссов с веселым лепетом бегут неизбежные здесь арыки, без которых в Туркестане невозможна никакая растительность, никакая жизнь…

После зноя безлюдной пустыни въезжаешь как в зеленый рай в такой тенистый зеленый уголок».

Творцом этого «зеленого рая» был скромный чиновник по особым поручениям при Самаркандском военном губернаторе Михаил Невесский.

До наших дней сохранился дом Невесского, построенный по его проекту  в конце западной части Университетского бульвара (Абрамовского). Два последних десятилетия в нем функционирует Международный институт центрально-азиатских исследований (МИЦАИ).

Прямо от дома Михаил Иванович разбил питомник, где дневал и ночевал.

Здесь высаживались саженцы различных деревьев и кустарников, привезенных из других регионов, они проходили акклиматизацию, а затем «переселялись» на улицы города.

Именно Невесский, в частности, завез болотный кипарис. Средний возраст его жизни составляет 600 лет, но встречаются и настоящие патриархи растительного мира, имеющие возраст 4 000 лет и старше. Отдельные экземпляры этого дерева достигают высоты 50 метров, а диаметр стволов превышает 10 метров. Эти мощные деревья отличаются способностью срастаться друг с другом. Эту удивительную картину можно и сейчас наблюдать в Самарканде, где нескольких таксодиумов, высаженных еще в конце XIX века, срослись и образовали живую стену двухметровой высоты длиной до 30 метров.

Самарканд был тогда первым и долго оставался единственным городом в Азиатской России, где росли эти уникальные деревья.

Абрамовский бульвар был опытным полигоном, с которого и начинался «русский» Самарканд. Вслед за ним появились вскоре широкие прямые улицы, вдоль которых были высажены деревья с обязательными широкими кронами, чтобы люди могли спрятаться в тень.

Тротуары были отделены от проезжей части арыками, служившими для   полива    как зеленых насаждений, так и самих улиц. В городе устроили три оазиса: помимо Абрамовского бульвара, вскоре возник городской парк и большой сад с прудами при доме военного губернатора. А вскоре горожан принял и Ивановский парк.

Михаил Невесский родился в 1856 году в Малороссии, в небогатой семье канцелярского служителя, не имевшего чина. Подросток в 1869 году был принят в Уманское училище садоводства и земледелия, проучился здесь шесть лет, получил диплом управителя-садовода.  Помимо того, выпускнику училища присвоили титул личного почетного гражданина.

По распоряжению Департамента земледелия и сельской промышленности, он был командирован в Санкт-Петербург и назначен садовником в Императорский ботанический сад. Едва прослужив несколько месяцев в столице, двадцатилетний провинциал 9 апреля 1876 года обратился вдруг с прошением к Туркестанскому генерал-губернатору К.П. фон Кауфману с просьбой о переводе в Среднюю Азию. Получив согласие, Невесский в мае 1876 года получает место чиновника в Ташкенте. Спустя четыре года его переводят в Самарканд.

После образования области в ее столице предстояло решить массу хозяйственных проблем, в числе которых возникла необходимость разбить в Самарканде общественный сад. Военный губернатор области поручил в кратчайшие сроки разработать смету и план. Успешно справившись с заданием, Михаил Иванович уже в марте 1887 года представил губернатору все «необходимые документы на разбивку и устройство городского сада площадью 12000 квадратных саженей».

Подвижническая деятельность самаркандского садовода и озеленителя не осталась незамеченной: в ноябре 1897 года М.И. Невесского назначают чиновником по лесной части Туркестанского управления.  В конце того же года его производят в надворные советники и назначают на высокую должность начальника Управления земледелия и государственных имуществ Туркестанского края, которое было создано в 1897 году.

Михаила Ивановича «подвели» честность и добросовестность. Тщательно изучив положение дел в лесном хозяйстве Туркестана, он составил доклад о нарушениях и передал его своему начальству. Была создана специальная комиссия во главе с полковником Черневским. С ним у Невесского возникли серьезные разногласия по той причине, что резкие оценки опытного садовника затронули интересы «верхов».

От строптивого и неуступчивого Михаила Ивановича решили избавиться: уже 10 февраля 1900 года директор лесного департамента получил секретное послание от начальника Управления земледелия и государственных имуществ М.И. Лазаревского «о невозможности оставить Невесского в должности чиновника по лесной части».

После чиновничьих игр и дрязг Михаила Невесского сняли и назначили старшим запасным лесничим Туркестанского края. Для него это было оскорбительным. Невесский обратился к начальству: «Не считая возможным оставаться на службе в Самаркандской области при том отношении ко мне, которое установилось в последнее время со стороны всех начальствующих надо мною лиц, я почтительнейше прошу Ваше Высокопревосходительство, если Вам на благо угодно будет не признать меня подлежащим увольнению в отставку, перевести меня в Ферганскую поземельно-податную комиссию». Ему отказали и тогда Михаил Невесский подал прошение об отставке, которое было вскоре удовлетворено.

Зеленый рай Михаила Невесского

Дом Невесского

Так в 1907 году завершилась его 30-летняя служба     в Туркестанском крае. Продав свой уютный домик на Абрамовском бульваре, статский советник перебрался в Сочи и, построив жилище в подаренном некогда ему плодовом саду, продолжил жизнь в статусе пенсионера. Последующие несколько лет Михаил Иванович состоял членом Сочинского общества сельского хозяйства, в котором Невесский значился «землевладельцем и членом выставочного комитета».

Последнее упоминание о нем свидетельствует, что еще в 1915 году он был членом совета Сочинской опытной станции.

Где и когда окончилось его земное существование неизвестно: по сведениям Сочинского  городского архива «в коллекции документов актов гражданского состояния церквей посада Сочи Черноморского округа, в церковных метрических книгах с 1901 по 1921 год запись о смерти Невесского М.И. не обнаружена».

От него не осталось даже фотографии. Зато в Самарканде по-прежнему шумит зеленый рай…

Р. НАЗАРЬЯН

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности