Ежегодно армянская община Узбекистана весело, от души отмечает Вардавар. В середине июля, когда столбик термометра зашкаливает за 40, этот древний праздник оказывается весьма кстати. Молодежь, вооружившись ведрами и прочими подручными емкостями, под звонкие крики и с хохотом.
Ежегодно армянская община Узбекистана весело, от души отмечает Вардавар. В середине июля, когда столбик термометра зашкаливает за 40, этот древний праздник оказывается весьма кстати. Молодежь, вооружившись ведрами и прочими подручными емкостями, под звонкие крики и с хохотом окатывает друг друга водой.
По преданию, первый Католикос Святой Григорий Просветитель не стал лишать народ радости любимого летнего развлечения, восходящего своими корнями в дохристианскую древность, а связал его с одним из главных праздников.
В этот день в армянских церквах проходят богослужения по случаю Преображения Господня, который традиционно празднуется на 14-ое воскресенье (98-ой день) после Пасхи.
Настоятель ААЦ в Узбекистане священник Тер Гарник Лорецян является большим поклонником и пропагандистом летнего обряда. Поэтому первый щедрый плеск исходит, как правило, от него.
А уж затем молодые прихожане и активисты Армянского культурного центра, преобразившись в отпетых поливальщиков, пускаются во все «тяжкие», вмиг превращая в «мокрых куриц» всех, кто повстречается на пути. Многие в мире отмечают схожие Вардавару праздники.
Так, у народности Даи на юго-западе Китая в провинции Yunnan проводится трехдневный фестиваль обливания водой. Он знаменует наступление нового года по буддистскому календарю, сопровождается религиозным обрядом, запуском салютов и пусканием по течению реки ритуальных драконов.
У поляков принято обливаться накануне Пасхи в день, именуемый «мокрым понедельником», а в славянской культурной традиции главное летнее торжество — день Ивана Купалы — отмечается 7 июля.
Но вот досада, в наше время люди городские, особенно пожилые , от участия в Вардаваре, как правило, воздерживается. Их никак не впечатляет перспектива оказаться «счастливым» при полном «параде» в царящем вокруг водном разгуле.
А зря. Согласно преданию, вода Вардавара обладает способностью очищать души, освобождать человеческие помыслы от всего вредоносного. Стало быть, не безмерно радующимся детям, а именно взрослым не мешает получить ушат воды на голову.
История Вардавара повествует, что армяне, наши далекие предки, с двухдневным припасом еды отправлялись к святым источникам, вели с собой украшенных жертвенных животных, полагаясь на милость богов и, прежде всего, богини Астхик, с которой связывают идею праздника.
По преданию, «осыпая розами» («вард» по-армянски означает «роза») всех встречных, богиня любви и красоты сеяла семена любви по всей армянской стране, а ее возлюбленный бесстрашный драконоборец Ваагн оберегал эти семена от сил Зла. Вот почему в день праздника паломники всегда возлагали букеты из роз на священное место и совершали жертвоприношения в храме Астхик.
Связывают этот праздник и с Великим Потопом, когда Ной остановился на Арарате. С того дня, когда прародитель спустился с библейской вершины, начинается Навасард – первый месяц древнеармянского календаря. В память о потопе Ной наказывает своим сыновьям обливать друг друга водой.