209 тысяч гектаров конопли и мака было засеяно в нынешнем году в Афганистане. Это-рекорд, на 36 процентов больше, чем в 2012-ом, гласит доклад Управления ООН по наркотикам и преступности.
Афганистан под присмотром НАТО умудрился получить 90 процентов мирового производства опиума.
Характерна и другая цифра. Американцы формально сдали дела афганской армии, а потому уничтожено посевов на 24 процента меньше против прошлогоднего. Иными словами, жизнь наркобаронов стало заметно легче, чем они и не преминули воспользоваться.
Директор независимого исследовательского центра Afghan Analysts Network Томас Руттиг видит причину в том, что, дескать, Запад снижает финансовую помощь измученной стране (с 4,5 миллиарда долларов в 2010/2011 годах до 1,8 миллиарда в 2013 году), а потому нужда заставляет крестьян вновь взяться за «черные плантации», которые быстро себя окупают.
«Альтернатив выращиванию мака в Афганистане практически нет, именно благодаря ему страна и держится на плаву», — утверждает экс-сотрудница ООН Дорис Будденберг.
Хотя она прекрасно знает, что во времена талибов, то есть до 2001 года, производство героина было вырублено местными властями под корень. И ни о какой помощи Запада тогда не было и речи.
Сегодня за килограмм сырья афганские крестьяне получают 140 евро, а в Берлине, скажем, это уже 2700 евро.
Так может, секрет масштабного производства именно в высочайшей прибыли, получаемой за пределами Афганистана?
В России, других странах Евразии каждый год от героина умирает около 100 тысяч человек.
Москва видит пока только один выход-в ужесточении законов и укреплении границ.
Так, руководство Федеральной службы РФ по наркоконтролю (ФСКН) предлагает ввести уголовную ответственность за употребление наркотиков, чтобы мотивировать наркоманов лечиться.
«Мы выступаем за то, чтобы все-таки криминализовать само употребление наркотиков. Это не только внутреннее дело самого человека», — считает глава ФСКН Виктор Иванов.
По его мнению, из-за наркомана страдают и члены его семьи, и окружающее общество, а сам он способствует уличной дистрибуции наркотиков.
В Москве отмечают, что наркотрафик из стран Центральной Азии растет. В частности, объемы поставок из Афганистана выросли в 1,5-2 раза.
По словам Иванова, он не против того, чтобы российские пограничники вернулись на таджико-афганскую границу для борьбы с наркотрафиком.
«Мы готовы оказывать такое содействие, но для этого требуется согласие властей», — пояснил он.
Глава ФСКН напомнил, что в Таджикистане есть российские советники, которые помогают решать вопросы охраны границы.
«Но советники — это все-таки не крупные подразделения, которые могут вести непосредственную работу по охране границы», — подчекнул Иванов.
«Говоря о российских пограничниках, — это вопрос суверенных государств. Это — вопрос к Таджикистану, Узбекистану. Но в целом мы видим, что до 2003 г., пока пограничники стояли на таджикско-афганской границе, объемы перехвата героина были примерно в десять раз больше, чем сейчас. Эффективность границы была существенно выше», — резюмировал глава службы.