Каждый, кто связывался с арендой жилья в Ташкенте, знает о бюрократических мытарствах.
Женщина, отстояв очередь в районный паспортный стол Ташкента, спрашивает начальника: «Ко мне сестра родная из Намангана приехала. Можно ее временно прописать»?
Ответ сразил наповал: «Да. Только сначала оформите договор об аренде».
Напомним, узбекский парламент принял закон, который обязывает всех обладателей квартир заключать договора о сдаче жилья внаем. Могут спросить, а что тут плохого? Руководствовались может быть и благими намерениями, но вот забыли про реалии.
Обычный наем жилья превратился бюрократическую круговерть и беготню, отнимающую у людей массу времени.
Так, надо обязательно посетить паспортистку, которая работает три часа в день три раза в неделю, не больше. Затем забежать в ТСЖ, отловить человека с печатью. Высидеть у нотариуса и в очередной раз расстаться с деньгами. Посетить хозрасчетный «стол обслуживания», перед тем, как предстать перед грозными очами милицейского начальства. На всем пути с тебя требуют кучу документов, любезно делают ксерокопии за хорошие деньги и принуждают оплатить все услуги. В довесок со всех будущих квартирантов берут отпечатки пальцев. Даже с детей.
Да, чуть не забыл, надо еще сбегать в налоговую для отчета и, понятно, оплаты.
Ровно через полгода, когда кончается временная прописка, вся эта заваруха повторяется снова. Это если повезет. Жилец может покинуть нанятую квартиру и раньше срока. И тогда начинается морока с расторжением договора.
Засада ждет и у нотариуса. Тот наотрез отказывается оформлять аренду, если, скажем, один из наследников, не дал своего согласия. Люди не прописаны в квартире, никогда не жили там, часто уже уехали из страны. Нотариус стоит на своем и отправляет будущего арендодателя в суд. Процесс затягивается на год в лучшем случае, суды Ташкента буквально завалены этими искусственными делами.
Кто выигрывает в этой ситуации? Налоговая? Но мало кто в договорах указывает реальную цену. Милиция? Ей навесили лишнюю обузу блюсти закон об аренде вместо того, чтобы бороться с преступностью. Впрочем, иные стражи порядка, не секрет, не прочь за мзду закрыть глаза на отсутсвие нужной бумажки. Закон сверстан так, что открывает массу лазеек для коррпуции.
Ясно, что слуги народа, как обычно, думали о благе государства. Чтоб мышь не проскочила в виде нелегала, чтобы работы было вдоволь у нотариусов, сотрудников милиции, ТСЖ, налоговой, «хозрасчетных столов» при тех же РУВД. Забыли, тоже как обычно, о простом человеке, превратив рутинную процедуру в строгий и неукоснительный закон со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что делать? Ясно одно, что узбекским парламентариям не следовало изобретать велосипед, а пойти по проторенному пути, который давно себя оправдал и не вызывает нареканий. В России, Казахстане, Киргизии каждый владелец сдаваемой квартиры или офиса может получить патент на такую деятельность, пополнив ряды индивидуальных предпринимателей со всеми соотвествующими правами и обязанностями. Это не только снижает процент безработных, но и помогает людям получать зарплату, накопить пенсию. Чем плохо?
Времена социализма остались позади, мы живем в другом обществе. Государству не стоит совать свой нос в обычные дела между гражданами, где фигурирует частная собственность. И законодателям пора признать свою ошибку, поскорее ее исправить. Все только вздохнут с облегчением.
Владимир КЛЕНОВ