Сегодня исполнилось бы 70 лет известной русской художнице Ольге Галицкой. О ней тепло и нежно вспоминают на родине.
Помню свое первое впечатление и очарование от парящих балерин на фасаде здания хореографического училища на Педагогической улице (сегодня Юсуфа Хос Хаджиба). Тогда же я узнал имя автора этих горельефов – Нины Константиновны Крымской. Многие в училище были посвящены в историю создания этих шедевров и даже издалека показывали тех, с кого скульптор делала эскизы и лепила макеты.
Занятия по лепке у нас вел бессменный педагог и фронтовик Филипп Иванович Грищенко. Как-то увидев мои наброски этих фигур, он рассказал мне о Нине Константиновне. Что она родом из Петербурга, стояла у истоков создания в 1937 году Союза художников Узбекистана и именно она автор устава.
Я полюбил творчество Крымской.
В конце 1992 года меня пригласили на работу директором Республиканского художественного училища имени Павла Петровича Бенькова.
Многие преподаватели в буквальном смысле «сидели на чемоданах», иные, продав квартиры за бесценок, уезжали в поисках лучшей жизни. Но и те, кто остался, из-за задержек и без того мизерных зарплат были вынуждены искать дополнительную работу. Вот в это непростое для училища время мне и предложили его возглавить.
Когда я знакомился с коллективом, педагоги по одному рассказывали о себе. Представилась и статная дама, эпатажно, но со вкусом одетая. Это была Ольга Галицкая. Она преподавала основные специальности – рисунок и живопись. Я сказал ей, что она напоминает фигуры балерин на фасаде хореографического училища. Смутившись от комплимента, Ольга Паисиевна сказала, что горельеф – работа ее матери, первой женщины-скульптора в Средней Азии.
С этого дня у нас сложились теплые дружеские отношения.
Ольгу Галицкую невозможно было не заметить, она выделялась жизнерадостностью и эффектной одеждой. Многие красивые наряды были сделаны ею самой. Она совмещала три ярких таланта: педагога, художника, женщины. Ее любили все. Ученики выходили ее провожать после лекций. Если на площадке перед училищем стояла группа педагогов, было понятно, что они ждали Ольгу Паисиевну.
В 1995 году Ольга Паисиевна, несмотря на внутреннее сопротивление, решилась на отъезд в Подмосковье. Она подарила мне на память последнюю из написанных в Узбекистане картин, которая, по сути, была ее лебединой песнью. Небольшой живописный автопортрет был подписан ею «Бабье лето».
В последний раз мы встретились в Москве в марте 2005 года на презентации моего проекта «125 лет узбекской фотографии» в Центральном доме художника. Ольга Паисиевна была все такая же красивая, ухоженная, элегантно одетая. Она была очень взволнована. И когда я спросил ее, как она устроилась, она достала платочек и расплакалась. Сквозь слезы поведала, что душой по-прежнему в Ташкенте.
Вектор судьбы когда-то закинул в наши края девочку Нину из Питера, которая, когда выросла, посвятила всю свою жизнь развитию национального изобразительного искусства Узбекистана. Стояла у истоков формирования профессионального Союза художников Узбекистана. Родила и воспитала двух талантливых дочерей, продолживших художественную династию.
Творческое наследие Нины Константиновны Крымской дошло до нас фрагментарно. Ее вклад в становление и развитие изобразительного искусства Узбекистана, творческий путь этой неординарной и чрезвычайно талантливой женщины до конца не изучен и не исследован. Думаю, ответственные учреждения страны, да и общество в долгу перед памятью тех, кто посвятил свою жизнь, талант и знания развитию нашей национальной культуры и искусства.
Я бы добавил к наследию Крымской и творчество двух ее дочерей Нины и Ольги, родившихся и выросших в Узбекистане. Обе они художницы, их работы входят в золотой фонд культуры.
Остались прекрасные картины, благодарные ученики. Светлая память вам, Ольга Галицкая.
заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор,