В этом году газета «Правда Востока» отметила 100-летие. Увы, за последние 25 лет в ней не появилось ни одного фельетона, которыми она прежде славилась.
Временем расцвета фельетонного жанра в журналистике молодой республики Узбекистан, в ее главном периодическом издании стала вторая половина 1920-х годов. Примечательно, что сатирический тон в ташкентской «Правде Востока» задавали самаркандцы, публиковавшие свои фельетоны под псевдонимами Эль-Регистан, А.Ксандр и С. Свэнов.
Дебют первого из них состоялся 27 июля 1926 года. На третьей странице газеты была опубликована статья под интригующим названием «Заворот кишок». Речь в ней шла о нечистых на руку заготовителях кишечного сырья из Самарканда. Раскрыв преступный механизм действий пронырливых дельцов, автор фельетона, скрывшийся под псевдонимом «Регистан», завершал его ироничной метафорой: «Кишечная болезнь заготовителей приняла острую форму, нужно экстренное хирургическое вмешательство, чтобы предотвратить «заворот кишок».
Псевдоним автора в дальнейшем несколько изменился и стал звучать более «восточно» — Эль-Регистан. В нем соединилось окончание имени фельетониста «Эль» (от Габриэль) и название знаменитой самаркандской площади Регистан, подчеркивавшее малую родину журналиста.
Уроженец Самарканда Габриэль Уреклян (так звучит настоящая фамилия фельетониста), будущий автор знаменитого гимна Советского Союза (вместе с Михалковым-старшим) , окончил местную мужскую гимназию, а затем уехал в Ростов-на-Дону, где поступил в университет. Проучившись в нем два года, Габриэль вернулся в Узбекистан. Оказавшись в середине 1920-х годов в Ташкенте, он решил посвятить себя журналистике. Этот молодой человек, одаренный незаурядными лингвистическими способностями, свободно владел несколькими языками: помимо родного армянского и русского, он знал фарси и турецкий, грузинский, узбекский и таджикский. Кроме того, Габриэль неплохо ориентировался в литературе, истории и культуре этих народов. Обладая прекрасной памятью, завидным остроумием, хорошими манерами, острой наблюдательностью и критическим складом ума, молодой человек всегда и везде был душой компании.
Умея отличить добро от зла, подмечая в жизни уродливое и смешное, имея литературное дарование, он довольно быстро выдвинулся в ряды популярных журналистов. Вслед за дебютом в «Правде Востока» в различных печатных изданиях республики стали появляться фельетоны и очерки начинающего автора. Особенно активно в конце 1920-х годов Эль-Регистан сотрудничал в еженедельном журнале «Семь дней», литературном приложении к газете «Правда Востока».
От публикации к публикации росли его писательское мастерство и популярность. Смешные, едкие и хлесткие фельетоны Габриэля били точно в цель, ибо он умел о самом невеселом и неприглядном явлении сказать остроумно и весело. Читатели с нетерпением ждали его публикаций и сами предлагали популярному фельетонисту новые темы. По свидетельству коллег-журналистов, рабочий стол Эль-Регистана в редакции всегда был завален письмами его читателей и поклонников.
Популярность Габриэля быстро переросла границы Узбекистана и в начале 1930-х годов его пригласили на работу в Москву, где он стал сотрудником газеты «Известия». Отныне он много ездит по стране, выполняя ответственные задания редакции. Деятельность этого неутомимого человека была по достоинству оценена и неспроста в 1934 году, выступая на Первом съезде Союза писателей СССР, Алексей Толстой с высокой трибуны заявил, что в советской стране есть всего три настоящих журналиста, у которых следует поучиться профессиональному мастерству. И назвал их имена – Михаил Кольцов, Габриэль Эль-Регистан и Илья Эренбург…
Одновременно с Эль-Регистаном в «Правде Востока» сотрудничал еще один фельетонист, писавший под псевдонимом А.Ксандр. Псевдоним этот тоже был сокращением подлинного имени автора — Александра Львовича Воробейчикова. Он родился в туркменском городе Мары, но с малых лет жил в Самарканде.
У А.Ксандра был особый стиль письма, своеобразная лексика. Его фельетоны отличались тонким и мягким юмором, спокойной повествовательной манерой.
Нередко он прибегал к беллетризации факта. Тем самым, образно описывая обстановку, в которой происходили события, А. Ксандр эмоционально усиливал воздействие своей статьи на читателя. Его публикации тяготели к художественности, в них нередко присутствовал лиризм.
Третьим фельетонистом «Правды Востока» был еще один самаркандец, писавший под псевдонимом С. Свэнов. Как Эль-Регистан и А. Ксадр Самуил Соломонович Вогман (настоящее имя журналиста) тоже окончил мужскую гимназию в Самарканде, а затем перебрался в Ташкент. Подобно своим современникам он смело и гневно бичевал в своих фельетонах спекулянтов и расхитителей государственных средств, крючкотворов-чиновников и приспособленцев. В свэновских фельетонах нередко можно было встретить остроумную литературную аналогию, ассоциацию, параллель. Кроме того, публикации С.Свэнова выделялись оригинальной композицией и своеобразным стилем, а речь автора и его персонажей всегда была живой, меткой и динамичной.
Несколько лет блистали на страницах «Правды Востока» самаркандские фельетонисты, но уже в начале 1930-годов их имена перестали украшать популярное издание. Вслед за Эль-Регистаном покинул Ташкент и А.Ксандр, принятый в столичную газету «Советская торговля». С.Свэнов получил место в одной из газет Сталинграда. В этом городе он и погиб, попал под бомбардировку немецкой авиации в 1942 году.
Всю войну провел на фронте в качестве военного корреспондента Габриэль Эль-Регистан, заслужив высокие правительственные награды – ордена Красной Звезды и Отечественной войны второй степени. Жизнь его внезапно прервалась от инфаркта в июле 1945 года.
Фронтовые дороги прошел и военный корреспондент Александр Львович Воробейчиков. В послевоенные годы он трудился в Москве в редакции «Медицинской газеты». Он умер в сентябре 1981 года на восемьдесят втором году жизни…
Какое счастливое стечение обстоятельств: три фельетониста одновременно в одной газете! И публикации каждого из них – яркие страницы в летописи «Правды Востока». Имена трех самаркандцев неразрывно связаны с зарождением и развитием республиканской печати, с появлением и становлением в ней жанра фельетона. Именно тогда фельетон стал боевым жанром журналистики в «Правде Востока», будившим мысли и чувства читателей, заострявшим их внимание на нравственных проблемах.
Рубен Назарьян