До 1929 года в Ташкенте пролегала улица Синёвская по левому берегу Салара. Жизнь ее обитателей-яркая страница истории города.
Располагалась улица вблизи вокзала, куда с 1906 года стали приходить поезда из Оренбурга. И невольно попала «под сокращение».
Синёвская улица на карте Ташкента 1922 года.
Прежде практиковалось, что новые окраинные улицы называли в честь первого поселенца. Так, полковник Жемчужников, инженер Ульянов, действительный статский советник Касьянов, купцы Лахтин, Ильин, священник Невструев приобрели земельные участки на отшибе у дачников и садоводов, подняли свои дома, у них появлялись соседи. Рождалось народное название, которое закреплялось Ташгордумой и обозначалось на картах. При Советах все эти таблички были сорваны, кроме двух: Ульяновской и Новоульяновской. Чиновники думали, что это в честь вождя мирового пролетариата, а не по фамилии первопоселенца — царского военного инженера. «Ошибку» исправили уже только после независимости Узбекистана.
Три улицы В.В.Воровского на карте 1936 года.
Такая же судьба была и у Синёвской улицы. В 1929 году ее переименовали в честь убитого большевика Воровского, а соседняя Первушинская улица долгие годы называлась по фамилии В. Д. Фигельского, расстрелянного в дни Осиповского мятежа председателя Туркестанского совнаркома.
На карте 1936 года мы видим уже фактически три улицы Воровского, перпендикулярное ответвление от основной улицы называли Второй Воровского, был еще проезд Воровского. Это были времена бурного самостроя и «нахаловки».
Сегодня это улица Эльбек.
Вырезку из энциклопедии «Ташкент» об улице В.В.Воровского предоставил Ю.Новиков.
На самом деле ее основал коллежский асессор Петр Кузьмич Синёв (1846–1905), его могила, кстати, сохранилась на Боткинском кладбище и поддерживается правнуками.
Синёв был женат на внучке первого и легендарного Туркестанского епископа отца А. Малова, а свел молодых сам управитель края генерал Константин фон Кауфман.
У них было десять детей, выжило восемь. Их дочь Таня, в частности, вышла замуж за князя Кипиани и умерла в Грузии уже после войны.
Скорее всего, топоним «Синёвская улица» возник до 1880 года. П. К. Синёв уже тогда служил помощником бухгалтера канцелярии Туркестанского генерал-губернатора в чине коллежского регистратора, в 1885 году он дослужился до коллежского секретаря, а в 1903 году был младшим помощником делопроизводителя канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства в чине коллежского асессора, получив право на личное дворянство. Таким образом, он всю жизнь он прослужил при губернской канцелярии.
Его старший брат Михаил служил письмоводителем Кокандского уездного управления в чине коллежского асессора.
Интересны и трагичны были судьбы у сыновей-близнецов основателя улицы — Ивана и Григория Синёвых.
Они родились в 1891-м, стали офицерами, пошли на Первую мировую. Каждый из них был награжден шестью орденами. Но после революции пути братьев резко разошлись.
Капитан Иван Синёв служил у Колчака, участвовал в Великом Сибирском походе, стал полковником, эмигрировал в Манчжурию, где примкнул к загадочному «Братству русской правды». А в 1932-м погиб в бою с красноармейцами у станции Эхо.
Иван Синёв среди офицеров 1-го Туркестанского стрелкового полка (фрагмент фото).
А вот его близнец, капитан Григорий Синёв, после роспуска императорской армии вернулся в Ташкент к семье и позднее вступил в РККА. В марте 1937 года в звании интенданта 3-го ранга Г. П. Синёв был назначен на должность заведующего классами в учебный центр Среднеазиатского военного округа. Вскоре был повышен до интенданта 2-го ранга. Затем назначен преподавателем Курсов усовершенствования командного состава запаса, старшим инспектором отдела военного фондового имущества штаба САВО. Репрессиям не подвергался, взысканий не имел, 3.11.1944 года награжден орденом Боевого Красного Знамени.
Григорий Синёв с супругой (фото из семейного архива потомков).
После Великой Отечественной войны Г. П. Синёв уволился в запас и назначен заведующим военной кафедрой Ташкентского текстильного института.
Скончался он в Ташкенте в 1964 году в возрасте 73-х лет. Григорий Синев не жил на улице своего отца, но на 2-й Ахунбабаевской. Нынче его потомков можно встретить в Узбекистане, России, Грузии и Германии.
Ефрем РЯБОВ
Опять Новиков. Редакция — у Вас НЕ нашлось энциклопедии «Ташкент» за 1984-й год? Жаль. Она у меня тоже есть, только я себя НЕ выпячиваю, в отличие от сего «господина»
Светослав, что же Вы такой завистливый? Вырезка была предоставлена в личной переписке. Я даже не в курсе был, что выйдет статья. Вы себя здесь выпятили.))) Как же, у Вас есть энциклопедия, а к Вам не обратились.))) Эх, досада какая…
Кому завидовать? Вам? Боже упаси…Я ведь не занимаюсь коллекционированием чужих фото, указывая — из чьей коллекции. Голендер хоть сам разыскивал старые фото, составлял систему, а Вы…сканер только и освоили…
Я даже представить не мог, что в энциклопедии «Ташкент» есть заметка об улице Воровского, а в ней упоминается предыдущее название этой улицы. Правда, с ошибкой: улица Синявского. Поэтому Юрий меня поправил и предоставил вырезку из энциклопедии «Ташкент», за что я ему очень благодарен. Как поется: «Есть улицы центральные высокие и важные
С витринами зеркальными с гирляндами огней
А мне милей не шумные милей одноэтажные
От их названий ласковых становится светлей. (Слова И.Шаферана). Синёвская улица — типичный ташкентский второй вариант, окраинная, привокзальная улица. Совсем не претендент на упоминание в энциклопедии.