18+
22 Ноября 22:34
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Человек-невидимка. Якобы из Самарканда

Мигрант-нелегал, освободившийся из российской тюрьмы, уже три года сидит в спецприемнике-распределителе Кузбасса.  Узбекистан отказался его принимать обратно.

34-летний Улугбек Уктамов  прожил всю жизнь без паспорта, свидетельства о рождении и вообще каких-либо бумаг. В какую страну его депортировать — непонятно, тем более, что за плечами у мигранта — богатое криминальное прошлое.

Изнасиловал жену милиционера и украл мобильник

Улугбек Уктамов отсидел свой срок за изнасилование жены милиционера и кражу мобильника. И вот снова оказался за решеткой: за то, что у него нет никаких документов.

701994— Моя мать — Уктамова Малохат Икромовна, но я ее ни разу в глаза не видел. Родился я в Узбекистане, жил в детдоме города Самарканда, номер не помню, зато помню, что с мальчишками часто ходили к кинотеатру «Восток», — рассказывает о себе Улугбек.

Сейчас он живет в спецприемнике-распределителе Кемерова, но, как и все тамошние сидельцы, в обход закона пользуется мобильником. Через телефон заходит в соцсети и на различные форумы, плодя одинаковые сообщения с множеством грамматических ошибок: «Почему меня так долго держут за решоткой и по какому закону уфмс имеет право меня держать так долго за решоткой и почему нету справедливости».

— Когда мне было 10, я сбежал из детского дома, потому что постоянно били и плохо кормили, — говорит Уктамов. — Сел на поезд и уехал в Россию. Жил на вокзалах и в поездах: помогал проводникам полы мыть… Никаких документов никогда у меня не было.

Несовершеннолетний гастарбайтер сначала осел в одном из колхозов Волгограда, затем перебрался в Сургут, потом в Нефтеюганск и на этом путешествие закончилось.

В 2007 году Улугбека отдали под суд. Нелегал изнасиловал жену местного милиционера, и украл у нее мобильник. Уктамова отправили по этапу в одну из кемеровских колоний, где он просидел чуть больше трех лет.

В 2010 насильник вышел на свободу, но тут же был возвращен за решетку: уже не за преступления, а за то, что нету с собой паспорта. С тех пор узбек почивает на нарах на деньги  российских налогоплательщиков, а сотрудники УФМС ломают голову, что с ним делать, в какую страну пристроить бывшего зэка…

Чтобы посадить человека, паспорт не нужен

Миграционщиков понять можно: выпустить на волю Утамова нельзя, денег у него нет, жилья тоже, документов никаких.

— Он же снова воровать пойдет, а что если ради копейки перережет кому-нибудь горло, — объясняют в УФМС, добавляя, что исписали уже кипы бумаги в переписке со властями Узбекистана.

Беженцем мигранта тоже не признаешь, потому что такого гражданина как Улугбек Уктамов вообще не существует!

— Он говорит, что родился в Самаркандской области, мы подняли акты о рождении детей всех ЗАГСов, запросили информацию у детских домов, нет ни одной записи о таком человеке, — говорит Абдурахим Каюмов, генеральный консул Республики Узбекистан в Новосибирске. — Как и  доказательств, что он жил у нас в Узбекистане. Так на каком основании мы можем его принять?

Но как так получилось, что несуществующий гражданин Уматов тогда сидел в российской тюрьме?

— По закону, чтобы человека осудить, документы не нужны. Он сказал, что он Улугбек Уктамов, что у него нет паспорта и этого достаточно, под этой фамилией он отсидел свой срок, — объясняет Константин Москвин, замначальника  отдела иммиграционного контроля УФМС России по Кемеровской области. — Сложности начались, когда он уже вышел на волю, без документов и без какой-либо возможности вообще установить его личность. Потому что все сделанные нами запросы в Узбекистан ничего не дали, ну нет такого человека и все тут!

Выдуманная биография

Вполне возможно, что этот человек выдумал свою биографию, но пока никому не удалось установить его истинную личность.

Конечно, и дипломаты, и чиновники не исключают, что Уктамов мог стать жертвой системной ошибки: ребенка изначально не зарегистрировали в ЗАГСе, затем его дело каким-то образом исчезло из архива детского дома. Но смущает и другое, сам Улугбек рассказывает разные варианты своей биографии и не называет ни одного человека, с которым он бы общался в прошлом.

— Нет у меня друзей и девушки никогда не было, — отнекивается нелегал. — А фамилии у людей, с которыми общался, никогда не спрашивал. Был вот у меня знакомый Александр, но после того, как я сел в тюрьму, все от меня отвернулись.

Так что нестыковочка выходит — за 34 года у человека нет ни одного знакомого, чьи имя и фамилию он мог бы назвать. Нелегал определенно что-то не договаривает.

— Первый год пока он сидел в приемнике-распределителе, вообще говорил, что ничего не помнит, потом, уже когда понял, что его так просто не выпустят, начал что-то рассказывать. Что правда, что выдумки, сложно сказать, — пожимает плечами Константин Москвин, добавляя, что в его практике такая история впервые. Никогда депортация не занимала такое долгое время.

Кстати, не исключают миграционщики и совсем другого поворота в этой истории. Что, если нелегал все эти три года водит их за нос, и на самом деле он не Улугбек, а какой-нибудь Марат (да простят меня те, кто носит это имя), находящийся в федеральном розыске, как жестокий убийца или террорист. И нет в базе у полицейских его отпечатков, чтобы сравнить с гражданином-фантомом Уктамовым. Тогда тем более, выпускать на свободу насильника ни в коем случае нельзя.

— Не думаю, что он всю жизнь будет сидеть вот в таком подвешенном статусе, все равно найдем его корни и депортируем, в Узбекистан или Казахстан, но обязательно это сделаем, — оптимистично настроен Константин Москвин, надеясь и на вашу помощь, уважаемые читатели. Если вы узнали изображенного на фотографии человека, то помогите нам установить его личность, позвоните в редакцию по телефону (383) 236-23-81 или 8-923-145-11-17.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности