В конце июня нижняя палата польского парламента (Сейм) одобрила демонтаж памятников советским солдатам по всей стране. Их оказалось около 500.
Сначала было предусмотрено переименование улиц, площадей и мостов с советскими названиями; теперь в закон добавлены еще и памятники.
Меня, как представителя узбекского народа, эта весть сильно встревожила – дело не только в том, что воины-узбеки принимали участие в освобождении Польши от фашистских захватчиков, что среди 612 тысяч погибших советских солдат и офицеров был славный сын узбекского народа генерал Сабир Рахимов, но там пролил кровь мой отец – Ходжаев Максум Матмусаевич, гвардии старший лейтенант, командир пулемётного взвода разведчиков.
Он получил тяжёлое ранение, стал инвалидом, но всю свою последующую жизнь самыми тёплыми словами вспоминал и поляков, и своих однополчан, которые не жалели себя в жестоких боях с общим врагом.
С раннего детства непростая история и культура Польши меня особо привлекали – я гордился тем, что в иерархии великих астрономов мира рядом находятся Коперник и Улугбек, что величайший композитор Шопен, творчеством которого я не устаю восхищаться, носил в себе польскую кровь, что великий поэт Адам Мицкевич был в дружеских отношениях с моим «Богом» Александром Пушкиным, писавшем «Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою».
Как киновед, я знаю, что польский кинематограф хотя бы в лице оскароносцев Анджея Вайды и Романа Полонского, является одной из вершин мирового киноискусства. Горжусь тем, что в одном из визитов в Польшу побывал дома и беседовал с замечательным режиссёром Кшиштофом Занусси, а будучи директором киностудии «Узбекфильм» тесно общался с актрисой Барбарой Брыльской, которая была приглашена сниматься в картине Хабибуллы Файзиева.
Перечислять о моих контактах и впечатлениях можно долго. Но без преувеличения скажу, что формировался я как личность под воздействием таких значимых фигур в истории ХХ века, как «рыцарь революции» Феликс Дзержинский и самый заботливый о простых солдатах маршал Константин Рокоссовский. При всей неоднозначимости сегодняшних оценок нельзя забывать, что Председателем Совнаркома Туркестанской республики был один из расстрелянных в 1918 году комиссаров — Владислав Дамианович Фи́гельский.
В Узбекистане с участием Посольства Польши оберегают могилы польских воинов из корпуса Андерса, которые в первые годы Второй мировой войны находились на территории нашей республики. На их кладбища регулярно возлагаются цветы, там же проводятся памятные мероприятия. Такова «песня» истории, из которой «слов не выкинешь».
До сих пор помнят в Узбекистане и считают «нашей» редкостную Анну Герман, которая родилась в Ургенче. Ее песни собирают полные залы!
Наверное, закономерно, что при организации общества «Узбекистан – Польша» я был избран первым заместителем, а затем исполняющим обязанности председателя правления этой общественной организации. Так что судьба Польши, которая занимает одну из ключевых позиций в современной Европе, мне не безразлична, так же, как и её взаимоотношения с Россией и другими новоявленными республиками, ранее объединёнными в единый мощный кулак, принудивший фашистскую Германию к капитуляции.
Поэтому становится обидно, что польскому народу навязывается сейчас крайне негативное отношение ко всему советскому, к прошлому. Память о страшной войне и неисчислимые жертвы, понесённые во имя победы над «чумой» двадцатого века, должны объединять и людей, и государства, а не разъединять их, не создавать искусственно новых врагов.
Это – аксиома, которую непозволительно игнорировать.
А.Ходжаев