В Питере есть то, чего нет в Москве: недалеко от «Зенит Арены» стоят три гигантских флага: российский триколор, советский «серпасто-молоткастый» и чёрный с геральдическим золотом Российской империи.
Это-путинская идея.
Сначала она формировалась как простая и очевидная мысль: Россия уже исчерпала свой лимит революций. И знаменитый слоган «Петербург — город трёх революций» как бы растворился в воздухе.
Потому что уже понятно, что даже индустриальную революцию надо проводить эволюционно. Не говоря уже обо всех остальных.
Политологи начали срочно искать антоним к слову «дискретность».
Оказалось, что простое слово «преемственность» вполне описывает то, что предлагает Путин. Главное — услышать.
То есть впервые за последние лет 100 России предлагалось не отрицать недавнее прошлое. Оценка — да (как с 1990-ми, про которые кто только не высказывается), отрицание — нет. Скорее «сын ошибок трудных». Источник дальнейшего развития. Чтобы не пытаться делать вид, что каждый раз история начинается с нуля. Потому что она никогда не начинается с чистой страницы. Главное — не сумма фактов и событий разного масштаба, а те выводы и направления, которые можно сделать и использовать для дальнейшего развития страны.
Историю России необходимо воспринимать как историю одного государства, одной страны, как бы это государство ни называлось: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
Поэтому в тексте Путина возникла даже не 70-летняя временная шкала (Великая Отечественная война) и не 100-летняя, а натурально — тысячелетняя.
«Сегодня, по сути, мы держим ответ перед нашей тысячелетней историей, перед нашими предками. Они брали, казалось бы, недоступные высоты, потому что на первое место всегда ставили Родину, знали, что достичь по-настоящему больших целей можно только вместе со своей страной и со своим народом, и создали мировую державу — наше Отечество, добились таких триумфов, которые вдохновляют нас и сегодня», — сказал Путин на торжественной церемонии инаугурации.
И таким образом, Владимир Владимирович нам открытым текстом говорит, что он не только ощущает себя президентом избранным современниками здесь и сейчас, но и отвечает за голоса предков — тоже.
При этом президент в данном случае делает акцент на триумфе предков: так или иначе сохранена страна, сохранена нация, налицо развитие. Несмотря ни на что. Что это, если не триумф?
Понятно, что Путин, который отвечает за страну последние 24 года, ощущает свою связь с этой победной доминантой. О чём и сдержанно, но гордо говорит.
Имеет право — достаточно объективно оценить.
Сегодня аудитория молодая — вы, наверное, уже не помните, что раньше основной фишкой «несогласных» (преимущественно из-за рубежа) было «Путину просто везёт». Эту фишку начали разгонять буквально сразу, как только Путина выбрали в президенты в первый раз. Давно уже стало понятно, насколько это было глупо, но они не успокаиваются.
Просто оторванные от реальности и от народа, они не понимают вообще, почему люди голосуют за Путина.
А всё очень просто: он знает того самого своего избирателя, которого иногда называют «глубинным народом». И у этого избирателя есть несколько констант в запросе к лидеру страны — отсутствие потрясений (ага, той самой дискретности). И президент являет народу это самое последовательное развитие.
А ещё — колоссальный запрос на справедливость, для достижения которой буквально каждый русский человек готов на многое.
Вот те герои, которые сегодня стояли в Георгиевском зале, прямо с СВО, — они подтверждают это каждый божий день.
Игорь Мальцев