В деле о теракте в Петербургском метро 3 апреля – невероятный поворот. Смертника Акбара Джалилова неожиданно узнала бывшая сотрудница одной из туристических фирм Петербурга.
С Акбаром, по ее словам, она встречалась не в суши-баре, где он работал поваром, и не в Эрмитаже.
По словам Алисы Листровой, Джалилова она встретила в Стамбуле. И при весьма странных обстоятельствах.
ДЕНЬГИ В СУМКАХ
В 2013 году Листровая пошла работать гидом в фирму, которая организует туры по Петербургу для иностранцев.
Немцы, поляки, финны, эстонцы все прибывают в Петербург на паромах и сразу же отправляются гулять. Для тех, кто прибывает на срок в три дня, виза не нужна – удобно.
Понятно, что отбоя от туристов нет. А где туристы, там и деньги. Даже очень много денег.
— Процентов 80 гостей платят наличными. В наши обязанности входило проведение экскурсий, но в первую очередь — сбор валюты с туристов на территории Порта. Далее суммы собирались заместителем директора и относились в офис, — рассказывает «КП» Алиса Листровая.
По ее словам, каждый день фирма обслуживала порядка 400 человек, а тур стоил 250 долларов с одного. Выходила кругленькая сумма: 100 тысяч долларов в день. Иногда, конечно, и поменьше.
По словам Алисы, она и сама носила валюту в сумках.
— Эти деньги – самый настоящий «черный нал». Хозяева турфирмы не платили налоги, не делали отчисления в пенсионный фонд. В 2015 году они нам, гидам, прямо заявили: вы работаете нелегально, а все деньги мы вывозим заграницу, — вспоминает Листровая.
«ДЛЯ ДЕТЕЙ УКРАИНЫ, СИРИИ И АЛЖИРА»
По словам Листровой, фирмой владеет супружеская пара. Он – немец, она – русская. Вот потому-то деньги якобы и переправлялись заграницу.
Но причем тут смертник Акбар Джалилов? По словам Алисы, весной 2015 года начальство снова попросило ее поработать курьером.
— Когда я была в Берлине, мне дали конверт. Сказали, там – 8 тысяч евро, и проблем с таможней не будет, все по закону. Уже в Стамбуле я заглянула в конверт – там лежало 40 тысяч евро. Я была в шоке, — рассказывает Листровая.
Алиса отказалась участвовать в серых схемах и после встречи с Джалиловым уволилась.
Начальство объяснило: эти деньги нужно отдать их знакомому в Стамбуле. Якобы на благотворительность.
— Предлог для пересылки был миловидный — помощь детям на Украине, в Сирии и почему-то Алжире, — говорит Алиса.
На встречу в район Бейликдюзю (это окраина Стамбула) явился молодой парень азиатской наружности, в джинсах и кофте с капюшоном. Представился – Амир.
Алиса передала конверт, Амир прыгнул в старенькое авто и умчался.
4 апреля, спустя день после теракта в метро, Алиса снова увидела того парня. Но уже в телевизоре.
«ЗАПОМНИЛА ПУХЛЫЕ ГУБЫ»
— Это был Акбаржон Джалилов! – уверяет нас она. – Понимаете, у меня очень сильная зрительная память. Так как я рисую с детства, то легко запоминаю места, предметы, лица. Запоминаю детально и надолго. Акбар был приветлив, лицо показалось мне приятным. Я его оценила как студента. Еще подумала — какой молоденький, и помогает детям.
Когда Листровая увидела оторванную голову Амира-Акбара, с ней приключилась истерика.
— Мне стало плохо, муж прибежал из соседней комнаты. И я с криками — вот смотри, это он, это тот человек, кому я передавала деньги, — говорит Листровая. – Я запомнила его пухлые губы, потому что, когда он выговаривал слова, — то как-то их выпячивал.
Алиса уверена: именно этому парнишке она передала 40 тысяч евро.
После трагедии она изучила все фото Джалилова, которые есть в открытом доступе. Вердикт: да, это ему она передала 40 тысяч евро.
Но родные и друзья замучили: может, ты все-таки ошиблась? Репортеру пришлось потерзать Алису этим же вопросом.
— Наслушаешься — начнешь в себе сомневаться. Мол, узбеки и таджики – для нас на одно лицо. Но вот мое первое впечатление: я вижу фото в сети и узнаю человека, — не отступается Листровая.
ЗАГАДКА «ЧЕРНОГО НАЛА»
Рассказ Алисы поначалу кажется невероятным. Но на самом деле все сходится.
Мы знаем, что в 2015 году Джалилов работал в суши-баре. Но что мешало ему взять отпуск и на пару недель уехать в Турцию? В кафе, где работал будущий боевик, припомнили: он частенько уезжал из Петербурга, иногда брал отгулы за свой счет.
У Акбара в Турции жили родственники, и он там бывал регулярно. Так что весной 2015 года будущий смертник вполне мог встретить в Стамбуле Листровую.
Из турфирмы Алиса давно ушла, и увольнение получилось болезненным. Листровая пыталась судиться с работодателями, но проиграла. Писала заявления в полицию. В ответ ей поступили угрозы от людей, которые представлялись знакомыми директора.
Сомневаться в словах Алисы не приходится: о перевозке денег заграницу она говорила задолго до теракта в Петербурге.
Но даже если тот «милый парень с пухлыми губами» не был Джалиловым (тут Листровая снова с нами поспорит), факт остается фактом. Деньги, заработанные на достопримечательностях Петербурга, вывозятся в конвертах в Берлин и Стамбул.
Кто и как их тратит? Это для нас пока загадка.
Но в версию о «детях Украины, Сирии и Алжира» поверить сложно. В конце концов, для благотворительности придуманы и официальные каналы. Вовсе необязательно возить по 40 тысяч евро в конвертах.
За комментарием обратились к бывшей начальнице Алисы Листровой. Однако за пару недель она так и не вышла с прессой на связь.