250 международных юристов обратились с открытым письмом с требованием проверить прозрачность и объективность Международного уголовного суда, его руководителя британского подданного Карима Хана.
Этот шаг вызван тем, что МУС вместо соблюдения верховенства закона и беспристрастности у всех на глазах превратился в инструмент политического интриганства.
Юристы прекрасно понимали, что в рамках международного права нужна некая «последняя инстанции» судебной власти. Которая взяла бы на себя миссию расследования тягчайших преступлений против человечества. А это геноцид, военные зверства и преступления против человечности.
Впервые о создании подобного органа заговорили в 1998 году, а уже в 2002-ом был создан Международный уголовный суд (МУС). Инициатива, бесспорно, похвальная, но она была не совсем удачной.
Так, В.Путин подписал Римский статут, разрешающий деятельность МУС в стране, однако Совет Федерации РФ отказался ратифицировать его, посчитав его угрозой безопасности.
Также воздержались от ратификации Римского статута 70 государств из 193, входящих в ООН. Что сильно ограничило возможности Международного уголовного суда.
Среди причин отказа часто называется наличие в государствах собственной, эффективно действующей правоохранительной системы. А потому необходимость присутствия сторонних организаций в стране не представляется целесообразной.
Более того, ратификация Римского статута представляется ее противникам поводом к возникновению споров о подсудности того или иного преступления.
Также известно, что в законодательстве некоторых государств имеются прямые противоречия с положениями Римского статута. В случае Российской Федерации «камнем преткновения» можно считать статью 61 Конституции, не позволяющую выдавать граждан РФ другим государствам. Этой же статьей гарантируется покровительство государства, оказываемое его гражданам, находящимся за рубежом.
Еще интереснее позиция США. Заокеанская держава отказалась от участия в Римском статуте, ссылаясь на защиту своих военнослужащих и пошла еще дальше. Америка заключила с рядом стран соглашения о невыдаче своих граждан МУС.
Советник президента по госбезопасности Д.Болтон в 2008 г. заявил, что «США используют все средства для защиты от незаконного суда». МУС отнесен именно к этой категории.
К слову, к решениям этой организации далеко не везде относятся с должным почтением.
К примеру, ЮАР просто-напросто проигнорировала их, когда в 2015 году страну посетил лидер Судана Омар Аль-Башир. Хотя на него ранее МУС выдал арестный ордер. И это, как отмечают специалисты, не единичный случай.
Вызывает вопросы и особенности деятельности самого МУС. Например, вышеупомянутое преследование О. Башира, как было отмечено в МИД РФ: «не что иное, как попытка Суда произвольно расширить свои полномочия в одностороннем порядке, ограничив суверенные права государств, не участвующих в Римском статуте».
–…попытка уголовного преследования действовавшего Президента Судана О.Башира («ситуация в Дарфуре» была передана Суду Советом Безопасности ООН в 2005 г.) не только предпринималась в нарушение норм международного права об иммунитете глав государств, но и поставила под угрозу срыва посреднические усилия по урегулированию конфликта в регионе, – было отмечено внешнеполитическим ведомством России.
Им же отмечается, что деятельность МУС поставила под сомнение «независимость, беспристрастность и цельность этой структуры…как органа правосудия…он отошел от своих первоначальных целей, заложенных Римским статутом».
Так, 17 марта 2023 года МУС объявил о выдаче Палатой предварительного производства ордеров на арест Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка. Текст ордеров не раскрывался из соображений «защиты жертв и свидетелей, а также соблюдения интересов расследования». Только потому Москва расценили эти ордера как юридически ничтожные.
Эвакуация детей с линии фронта безосновательно преподносится в этих ордерах в качестве якобы насильственной депортации. Соответствующее решение принято в нарушение общепризнанных норм международного права об иммунитете должностных лиц государства, в том числе об абсолютном иммунитете действующего главы государства от иностранной уголовной юрисдикции.
Непростое положение, в котором оказалась Южно-Африканская Республика накануне саммита БРИКС – это ещё одна грамотно устроенная провокация. Понимая, насколько африканцам необходимо поддерживать хорошие взаимоотношения с Россией, Запад решил столкнуть два государства. Вот только тот самый МУС вновь оказался пустышкой, а не оружием в руках политических интриганов.
«В работе МУС отчетливы просматриваются следы манипуляций и постороннего влияния,-считает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических проблем «Каспий-Центразия».-Например, перед принятием «знаменитого» решения о выдаче ордера на Путина, внезапно уволился один из судей, в этот же день из британской тюрьмы был досрочно выпущен брат прокурора Карима Хана, главы МУС, а сам ордер был выдан точно накануне донорской конференции по сбору средств на расследование «российских военных преступлений на Украине».
Всем хорошо запомнилось и то, как бесцеремонно США бросились угрожать МУС после того, как он только заикнулся о робкой попытке расследовать «подвиги» американской солдатни в многострадальном Афганистане. Членам суда угрожали персональными санкциями. И они быстро «все поняли».
Мы уже не говорим о вопиющем беспределе в отношении Палестины, которую десятилетиями терзает израильская военщина. МУС в упор ничего не видит, зато все внимание «бедной» Украине, где неонацизм стал государственной идеологией.
Стоит обратить внимание и на персоналии, подобранные западными кукловодами. Против того же Каримма Хана начато публичное расследование о домогательства в отношении молодой сотрудницы МУС. Докатился…
Что делать? Международный уголовный суд, конечно, необходим, тем более в условиях глобального противостояния, спровоцированного Западом. Но нужен по-настоящему независимый рабочий орган, способный быстро вмешиваться в конфликты, гасить их и сурово осуждать тех, кто переступает порог закона и гуманизма.
Кирилл БАЛЫКИН, юрист-международник