В эти дни Самаркандский государственный университет отмечает 90-летнюю годовщину своего рождения. С ним была связана и драматическая судьба Сергея Арсеньевича Малахова.
Он родился в 1902 году в богатой купеческой семье в подмосковном Можайске. С юности увлекался поэзией и писал стихи. Был одним из первых организаторов комсомола в Можайском уезде в 1918 году и одним из создателей литературной группы «Молодая гвардия», в которую, кроме него, входили А. Жаров, М. Светлов, М. Шолохов, А. Веселый и А. Безыменский. В 1920-м году вступил добровольцем в Красную армию. Затем окончил литературное отделение этнологического факультета 1-го МГУ и аспирантуру Российской ассоциации НИИ общественных наук.
С 1920 по 1936 год состоял членом РКП(б), из которой был исключен как чуждый элемент при проверке партийных документов. В июне 1936 года Сергей Малахов по надуманному обвинению был арестован органами НКВД на своей квартире в Ленинграде. В это время он был уже известным в стране литературоведом, исполнял обязанности профессора в ЛИФЛИ, и с начала 1930-х годов работал в Ленинградской ассоциации пролетарских писателей.
Малахова обвинили «в том, что он являлся активным участником контрреволюционной троцкистской организации в Московском государственном университете и был связан организационно и политически с активными контрреволюционными троцкистами. Боролся против партии, двурушничал, то есть в пр. пр. ст. 58, п. п. 10 и 11 УК».
Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 31 июля 1936 года Малахов С.А. был приговорен к пятилетнему заключению в ИТЛ (исправительно — трудовой лагерь). Малахов, после отбытия наказания, был освобожден из лагеря в 1941 году с запрещением проживать в Ленинграде и Москве.Как и многие другие репрессированные интеллигенты, он наивно полагал, что на далекой восточной окраине страны можно ускользнуть из-под колпака всемогущего НКВД.
Так судьба привела его в Самарканд, где он стал преподавателем местного университета. Естественно, что его лекции, семинары и уроки поэтического мастерства привлекали не только студентов УзГУ, но и школьников, рабочих и всех тех, кого увлекала русская словесность. Делясь своими знаниями с местными коллегами, Сергей Арсеньевич во-многом способствовал становлению литературоведческой кафедры, профессиональной подготовке молодых специалистов. Причем следует помнить, в каких условиях приходилось жить и трудиться репрессированному поэту и ученому. Прослужив в Самарканде несколько лет, в послевоенное время он вернулся в Ленинград, где вел преподавательскую работу, совмещая ее с научной деятельностью в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Окончательно Сергей Малахов был реабилитирован лишь в 1956 году.
Помимо поэтических сборников, Сергей Малахов опубликовал ряд статей о русском футуризме, статьи «Теория и поэтика конструктивизма» («Печать и революция», 1929, № 4, 8, 10), «Алексей Чапыгин» («Лит.современник», 1934, № 10), «О творчестве Александра Прокофьева» («Октябрь», 1934, № 12). Ему принадлежат также статьи о Тургеневе, популярный очерк «Как строится стихотворение», статьи о конструктивизме и футуристах, а также труды по методологии литературоведения.
После войны, в пятидесятые годы, он написал работу об А.В. Луначарском (глава в «Истории русской критики», 1958), статью «Теория и поэтика романа Тургенева и Гончарова» (в сб. «Проблемы реализма в русской литературе XX века). Интересные воспоминания С. Малахова были опубликованы в журнале «Нева» (1970, № 3)…
Умер он в 1971 году.
Кстати, в истории Самркандского универа репрессированные сталинским режимом русские интеллигенты, сыграли выдающуюся роль. Но об этом мы расскажем позднее.
Рубен НАЗАРЬЯН