В поселке Сахарово, в 50 километрах от Москвы, заработал Многофункциональный миграционный центр, где приезжие могут теперь оформить все необходимые документы.
…9 утра, зеленая «гармошка» у метро «Аннино» – битком. Билет — 150 рублей. Оглядываюсь. Половина лиц — азиаты и кавказцы, половина — славянской наружности. Судя по разговорам, людей из Новороссии и вправду немало. В полголоса костерят Порошенко с Коломойским, между делом пересказывая, кто где устроился – станция техобслуживания, клининговая компания, стройка…
— Я вчера уже приезжал в этот центр. Час дня был, но там такая толпа, говорят, утром приезжай, — жалуется своему соседу по автобусу дядька-кавказец. – Говорят, до конца рабочего дня все равно всех не пройдешь.
Когда наконец добираемся до остановки, народ наперегонки несется к корпусу «А». Оттуда и начинается путешествие за патентом. Отстаиваешь очередь через рамку металлоискателя, получаешь талончик с номером и — вперед по кабинетам: медкомиссия, дактилоскопия, экзамены…
— Я сюда уже приезжал около недели назад. Сегодня, надеюсь, все документы досдам и после проверки получу свой патент, — рассказывает мне в очереди мигрант Гриша. Он с Украины, из Сумской области. Там, говорит, работы мало. Будет устраиваться на автомойку, где старший брат работает.
По словам Гриши, обход всего круга специалистов занимает 4-5 часов. А вообще вся процедура легализации обходится в 14-15 тысяч рублей. Включая перевод документов об образовании, если они оформлены на национальном языке.
— У посредников в два раза дороже, — объясняет Бахром, мужчина-таджик средних лет. – Я звонил на несколько телефонов. Одни говорят, что все будет стоить 25 тысяч, другие – 27. И все равно медкомиссию нужно сдавать, обходить всех врачей. Я лучше сюда, в одном месте, 12 тысяч сэкономлю…
Если вкратце: теперь каждый трудовой мигрант обязан в течение 30 дней получить патент на работу
Иностранцы идут сплошным потоком.
— Наплыв только к вечеру ослабевает, — говорит один из сотрудников Центра. — Не знаю, кто где увидел отток мигрантов, по моим ощущениям, народ валит тысячами.
Официальные данные ощущения сотрудника подтверждают: за первые 2 недели работы Многофункционального миграционного центра через него прошло 2192 иностранца.
Возле КПП бульдозеры чистят площадку под вторую стоянку. Первая плотно заставлена автомобилями.
— Сегодня уже к 8 утра у ворот человек четыреста стояло, — говорит сотрудник. — Некоторые тут же, в машинах, и ночевали.
В Москву возвращаюсь в компании двух узбеков из Киргизии. Один не сдал экзамен по русскому, отправили на пересдачу. У второго с великим и могучим все неплохо – он еще при Союзе чуть-чуть инженером поработал.
— Я сейчас на стройке, — говорит Сардор. – А брат дворником был. Когда курс рубля упал в два раза, он решил домой уехать. Сказал, там больше заработает. Но сейчас пашет в Бишкеке таксистом, другой работы нет. Не знаю, наверное, сюда вернется.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Нехватки дворников в Москве не предвидится»
— Москвичи из-за кризиса в дворники, конечно же, не пойдут. Люди из регионов Центральной России? Тоже нет. Кто хотел перебраться, — они уже все здесь. Украинцы закрепились на трудовом рынке России намного раньше, чем узбеки с таджиками. Просто у них проблем с языком нет, да и внешне они от местных жителей не отличаются, потому и не заметны, — говорит президент фонда «Миграция XXI век», экс-замглавы ФМС России Вячеслав Поставнин. — Беженцы в дворники тоже не пойдут. Но, на мой взгляд, тут вообще нет никакой проблемы. Никакой нехватки низкоквалифицированной рабочей силы, тех же дворников, в Москве не предвидится. Давайте говорить откровенно, в столице был переизбыток дворников – стояли эти ребята-таджики через каждые десять метров и мели. Это была чистая коррупция: оформляли кучу народа по 30 тысяч рублей в месяц, на руки им давали по 15, остальное – в карман. Сейчас на улицы вместо людей выводят специальную технику. Так и должно быть в цивилизованной стране. Дворники-мигранты никуда не денутся, останутся, но их будет оптимальное количество.
То, что произошло 1 января, — миграционная революция. Миграция – это ведь экономика. Но всеми мигрантами занимался только ФМС, которому по большому счету экономика была до лампочки. Гастарбайтеры ФМС боялись, поэтому им проще было отдать деньги посреднику, пусть и переплатив. Теперь же людям облегчили доступ к легальной работе. Вот этот центр в Сахарово – это очень серьезный проект. С его появлением посредники постепенно исчезнут. Сейчас мигранты заняли выжидательную позицию. Они подождут, пока отладится новая система и начнут возвращаться в Россию. Думаю, это займет не больше полугода.
ВОПРОС РЕБРОМ
Сколько стоит экзамен?
Девушка из Украины уже несколько лет работает няней в Москве. А теперь ей необходимо сдать экзамен по русскому.
— В официально аккредитованном для тестирования РУДН мне заломили цену – 4900 рублей! — возмущается украинка. — Хотя в миграционном центре в Сахарово эта процедура стоит всего 500 рублей. Да и вообще, зачем мне сдавать русский, если мама и папа у меня русские, язык с детства мне родной.
Как пояснили в Многофункциональном миграционном центре (ММЦ), по новым правилам, от сдачи тестов на язык, историю и основы законов РФ освобождаются люди, имеющие документы об образовании, выданные государственными учебными заведениями на территории бывшего СССР до 1 сентября 1991 года.
— 4900 рублей стоит экзамен и сертификат, который действует на всей территории России, — поясняют в РУДН. – Да, в ММЦ тестирование обойдется в 500 рублей, но сам патент ведь действует только для трудоустройства в Москве.
Впрочем, за 500 рублей попытаться сдать русский язык можно в другой аккредитованной точке – в Московском центре качества образования на улице Бахтерева.
Вся подробная информация — на сайте mc.mos.ru.