Перед 9 Мая в республике впервые за долгие годы сняли с полки знаменитые фильмы о 1941-1945 годах, снятые узбекскими мастерами. Прежние власти не хотели, чтобы любимые ленты напоминали о дружбе народов, о добровольцах и героях той, якобы «чужой войны».
На самом деле, деятели культуры Узбекистана создали ряд блестящих фильмом на священную тему, советская критика ставила их наравне с работами признанных мастеров.
Так, уже в 1941 году были отсняты картины: «Мы победим» (режиссёр Камиль .Ярматов), «Отважные друзья», (режиссёр Наби.Ганиев), «На зов вождя», (режиссёр Загит.Сабитов), фильм-концерт с участием популярных артистов Тамары Ханум, Халимы Насыровой, Карима Закирова (режиссёр К.Ярматов), пользовавшихся бешеной популярностью у фронтовиков и работников тыла.
Им же и другими постановщиками были созданы ещё 3 фильма-концерта, причём в последнем выступили артисты всех 5 среднеазиатских республик.
В 1942 году в Ташкенте режиссёром Леонидом Луковым на Ташкентской киностудии были созданы легендарные «Два бойца. Он стал первым фильмом, утверждавшим в общем-то простую истину: на войне не только сражаются, на войне — живут». Те же, кто еще не смотрел его, будут удивлены тому, сколько фраз из этого фильма мы употребляем практически каждый день, даже не зная, откуда они. «Помирать — так с музыкой!», например. А музыка! Великая «Тёмная ночь» и «Шаланды полные кефали» — оттуда.
Уже после Победы были созданы пронзительные киноленты: Шухрата Аббасова — «Ты не сирота» и «Маленький человек на большой войне», Равиля Батырова — «В 26-го не стрелять», «Яблоки 41-го года», «Незабытая песня»,Загита .Сабитова — «Генерал Рахимов», «Он был не один», «Повесть о двух солдатах», Альберта Хачатурова — «Подвиг Фархада», Юлдаша Агзамова — «Горячие тропы», Ходжа Ахмара — «Дорогие мои москвичи», Учкуна Назарова — «Роща памяти», Дамира Салимова – «Ленинградцы – дети мои», Али Хамраева – «Я тебя помню», Эдуарда Хачатурова — «Перед большой дорогой на войну». И все это национальное достояние десятилетия не было востребовано! А наша молодежь променяла свои подлинные шедевры на чужие «стрелялки».
Опять же в Ташкенте в 1976 году были произведены съёмки потрясающего советского художественного фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны», главные роли в котором сыграли Юрий Никулин и Людмила Гурченко.
Уже в годы независимости коснулся темы самой страшной войны в истории режиссёр Зульфикар Мусаков в художественной картине «Ватан» («Родина») и Хаджи-Мурат Валиев – в документальном фильме «Большое сердце Ташкента» — о судьбах полутора миллионов беженцев, которые в годы Великой Отечественной войны были эвакуированы в Узбекистан из России, Белоруссии и Украины.
Хорошо, что справедливость восторжествовала. Плохо, что было потеряно драгоценное время в воспитании нашей молодежи, плохо, что никто не покаялся за подлый поступок. А.Ходжаев