Мы являемся свидетелями грандиозного коллапса религиозности среди католиков.
Мы, православные, глядим на это без злорадства, несмотря на обилие исторических и богословских претензий к римо-католицизму. Наша позиция построена на том, чтобы извлечь из этой ситуации урок для себя. Тем более, что процессы отхода людей от веры, пусть и искаженной, во Христа, в силу соседства и исторических связей, затрагивает и нас.
Мы должны понять причины погружения римо-католицизма в кризис.

На Втором Ватиканском соборе, проходившем под лозунгом обновления, произошел один из переломов церковной жизни, который не для всех был очевиден. Не отказ от латинской мессы, как думают ревнители старины, отвращает людей, родившихся в лоне католической культуры, от Церкви. Дело в другом.
Медленно, но верно люди перестали воспринимать храм, святыни, молитву как ценность в силу того, что на Ватиканском соборе социальное служение было поставлено во главу угла, когда литургическому общению с Богом было оставлено не слишком много места.
С тех пор, когда усилия католической иерархии, орденов и отдельных представителей духовенства были направлены больше на помощь людям, с пренебрежением к их приобщению к молитве и богослужению, тогда и произошло стремительное расхолаживание в вере простых людей.
Кантианское «главное — будь хорошим, будь добрым» стало отодвигать Всевышнего в разумах людей западной культуры на самый дальний план. Как у Канта, Бог перестал быть объектом убежденности, перейдя в статус постулируемого, то есть предполагаемого без доказательств, понятия. А если не столь важно верить в Его существование, то не столь важно исполнять Его заповеди.
Достаточно быть хорошим в помощи людям — и все долги совести отданы. Остальное время можно посвятить удовлетворению своих запросов, в том числе и низменных. Поскольку Бог постепенно стал необязательным для жизни людей, принадлежащих к католической культуре.
Горький урок католиков должен быть отрезвляющим и для нас. Мы просто не имеем права удаляться от Первопричины нашего бытия. Общение с Ним всегда должно быть в приоритете. И социальное служение тогда обретает иные мотивы — помочь ближним ради Бога. А не ради дофаминовых вбросов в удовлетворенности от сделанного. И не ради создания благоприятного образа в глазах окружающих.
С верой и через веру, в общении веры, наши порывы помочь людям обретают ту самую разумность и меру, через которые людям действительно можно помочь в кардинальном изменении жизни, а не кинуть подачку, которая сразу будет проедаться и утилизироваться, с постоянным ожиданием следующей подачки — и так без конца.
Чем важен для нас урок, преподанный католицизмом? Тем, что мы видим перед собой изощренную технологию разрушения глобальной структуры. Выметаемые в область атеизма или иноверия католики в свою очередь становятся «материалом», из которого можно построить нечто новое. И этот материал очень добротный, поскольку в силу принадлежности сотен поколений предков современных католиков передали своим потомкам тягу к централизации.
Если раньше центром объединения был Ватикан и Папа римский, то теперь со всей очевидностью создается иной центр, с более притягательными «свободами и возможностями».

