16+
23 Апреля 14:17
Как сжигали память о Шарафе Рашидове

Вести.UZ публикуют уникальные фото Шарафа Рашидова 80-ых годов прошлого века. Их судьба также уникальна.

-В моем домашнем архиве уже 33 года в особой папке хранятся более шестидесяти цветных и черно- белых фотографий, связанных с жизнью и деятельностью Шарафа Рашидовича Рашидова на посту Первого  секретаря ЦК Компартии Узбекистана, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС.

Большинство снимков сделано в начале 80-х годов минувшего века, их автор — известный в нашей республике и за рубежом фотожурналист. По этическим соображениям, не хочу сообщать его настоящую фамилию, назову просто «мистер Д» Почему?

Дело было после смерти в октябре 1983 года Ш. Рашидова. Тогда в Ташкенте проходил внеочередной партийный съезд, из уст нового лидера республики И. Усманходжаева впервые прозвучало оскорбительное «рашидовщина». Уже разгоралось громкое «хлопковое дело»…

Из библиотек начали изымать книги и фотоальбомы, связанные с име­нем Ш. Рашидова. Чекисты пришли даже в мастерскую скульпто­ра, который изготовил бюст Рашидову как дважды Герою Социалистического труда и установленного в Джизаке.

Не на шутку был напуган и фотожурналист приближенный к семье Ш. Рашидова. Именно тогда «Мистер Д” пригласил меня с другом Виктором на шашлыки вблизи Красногорска под Ташкентом. Остановились в безлюдном месте, разожгли кос­тер. Вдруг, сказав нам «Тс-с! Так надо, ребята! Не хочу, чтобы приходили с обыском в мою мастерскую и тем более домой», «мистер Д” начал вытаскивать из багажника кучу катушек с негативами и пачки фотографий, где Ш.Рашидов был снят с родными, друзьями, большими на­чальниками и чиновниками разного ранга, и бросать в огонь. Я не удержался  и одну из пачек со снимками при­прятал под заднее сиденье «Жигулёнка».

У нашего друга ли­лись  слёзы, пока догорал костёр. Кое-как пожарив шашлыки, наша троица вскоре отправилась по домам. По пути ту спрятанную пачку я перело­жил в свою сумку с разными бумагами…

Как «мистер Д» потом объяснялся со служивыми людьми, мы не узнали. Зато те снимки я не раз просматривал, но и не афишировал об их спасении от огня.  В год столетнего юбилея Шараф Рашидова  решился обнародовать.

Отмечу, что среди них есть повторные, сня­тые с разных точек и ракурсов  «репортажные фотоснимки».

Так, несколько фото сделаны в 1981 году в Термезе в дни пребывания там афганской делегации во главе с генсеком НДПА Бабраком Кармалем и в ходе митинга дружбы, где выступали Ш. Рашидов и другие.

Другие снимки сделаны в марте 1982 года по время приезда в Узбекистан Леонида Брежнева по случаю вручения респуб­лике ордена Ленина, а Рашидову — ордена Октябрьской революции, посещения ими лимонария знатного агронома-цитрусовода 3. Фахриддинова и проводов в Ташкентском аэропорту главы КПСС. Гостями тогда были лидеры Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Тур­кмении.

Дальше — Шараф Рашидов перед началом первомайских торжеств 1982 года встречается с партийными и государст­венными деятелями, чтобы направиться на трибуну на центральной площади имени В.Ленина.

 

Ниже — открытие фотовыставки в ноябре 1982 года в столичном дворце искусств имени А.Навои, у машины-водитель Николай,  фамилию не помню, и начальник личной охраны, Герой Советского Союза, полковник Боис Иргашев, который был удос­тоен  «Золотой Звезды» в боях на Украине.

 

Время все расставило по своим местам. В эти дни Узбекистан отмечает 100-летие со дня рождения Шарафа Рашидова, великого сына, много сделавшего для своей родины.

А тот фотограф, спешно сжигавший снимки бывшего Первого секретаря, и сегодня жив, здоров и продолжает «щелкать».

Шахабутдин Зайнутдинов

Как сжигали память о Шарафе Рашидове

  1. Гаипов Бахрам:

    Рашидов был великим человеком. Тогда были не легкие времена. Он многое сделал для Узбекистана. После него осталосаь развитая инфраструктура промышленности, которая до сих составляет основу нашей промышленности и сейчас. Не осталось ни одного кишлака куда бы не дошла асфальт, электричество. Были освоены много земель, а также Сирдаинская область, Джиззах, Каршинская степь. Для Арала был подготовлен проект Сибирских рек. К сожалению он по раньше скончался. Те кто вместо него пришли Усманходжаев и тому подобные были настолько ничтожными людьми, что народ тогда понял кого потеряли. Но увы предатель-крохобор Горбачёв и Раиса угробили проект спасения Арала да и госудаства.Вот это и показывает насколько важна приход достойной личности в вершину государства. Эта история сломал догматическую теорию Ленинизма о независимости государства от личности. Если бы был жив Рашидов он нашел бы решение проблемы Арала..
    То что после землетрясения строили Ташкент весь бывший союз это правильно. НО после этого и русских и украинцев в Ташкенте остались на всегда в десятки раз, чем до этого жили тут. Дома в первую очередь они заселяли. Были волнения в народе, за это сняли многих, например Насреддиновой. А те кто ушли после распада СССР, те ушли в поисках хорошей жизни. Они и приехали ты сюда в те прошлые времена за лучшей жизнью.Для них родина там, где хорошо живётся. Они были настоящими хозяевами Узбекистана и имели господство над местным населением. И русский язык был для всех обязательным.

  2. Улугбек Саитмухитдинов:

    Жаль то время, мама говорила всегда, когда уедут люди умные, нам будет плохо, и жаль то что русские, украинцы и белорусы уезжают с Узбекистана обратно на свою историческую родину..

  3. Николай:

    _Гаипов Бахрам____НО после этого и русских и украинцев в Ташкенте остались на всегда в десятки раз, чем до этого жили тут. Дома в первую очередь они заселяли. __

    Не надо пользоваться слухами, которые распускают нехорошие люди. По закону тогдашнего времени строители домов получали 20% от сдаваемого жилья. Получали квартиры из этих 20% кто?, да те кто оставался и дальше восстанавливать город после землетрясения. Оставался иногда не по доброй воле. Не забывайте, что строители были командированы на помощь Ташкенту, а не ломились сюда добровольно.

  4. Гаипов Бахрам:

    Если ушедшие были бы такими умными и одаренными, то Россия не была сейчас страной бедных. Там основная масса так же населения еле выживает. Наши русские перехавшие, сейчас там нищие. Много было агитации и с первых класс школ, что старший брат самый умный. Вот и старые люди до сих пор тараторит эту демагогию. Настоящее показывает истинное место Русских и России в мире. Страна рабовладения, страна уничтожающая свой же народ, империя зла и коррупции. Настоящее положение показало истинное лицо русских, насколько они не культурные. От того что ты читаешь Чехова, Толстого, Бальзака, слушая Чайковского, беседуя о высокой материи культурным не станешь. Культура это прежде всего отношение человеку, ближнему. Собаку любит, а ненависть любому человеку, это не значит, что он гуманный и культурный. Гуманный — это понимание исходит от человеколюбия. Захват чужого добра, используя положение человека эксплуатировать как раба, это не культура это дикость оставшаяся с эпохи феодализма и начала дикого капитализма. Такое было в Европе 18 века.
    После вынужденного потока «помощников» из Росссии, Украины и других мест, желающих приехать и жить ещё больше стал здесь.И после помощи они не хотели уйти. И начали говорить русским языком указывая на место коренному населению и заставляли говорит по русски даже между собой местных. Дискриминации были полным ходом. Вот почему у народа были определенные не приязни к таким приезжим. И многие были рады уходу их. Но никто их не выгонял. те кто здесь живут и остались, считая Узбекистан родиной, они прекрасно знают, что там ждут в России.
    Сколько бы не украсили те времена господства русских, истину настоящего не скроешь

    1. Rahmanov:

      Гаипов Бахрам.

      Империя зла это не Россия и Русский народ, это известно даже
      обывателю. Они так же жертва запада и сатанинской культуры запада.
      Вы благодарите Бога, что Русские ценой своей жизни остановили фашизм, ведь большинство погибших это русский народ. А не то вы здесь не трендели бы об «империи зла». Образование получили благодаря Русскому языку и тд. не буду перечислять. И может не будем тут унижать другие народы, ведь и у нас здесь когда то был феодализм. Вообще желаю вам быть мудрее, ведь вокруг вас находятся разного склада ума личности, а среди них наверное такими русофобскими доводами вы умом не блещете. Я коренной житель Узбекистана и благодарю что мы соседи с братской для нас России. Повторю мы братские народы, а вы тут разжигаете ненависть к другим народам, а это наказуемо законом!

  5. Баха:

    Если в россии жить трудно почему узбеки едут на заработки туда

    1. Бек:

      Потому,что платят…

  6. Гаипов Бахрам:

    Поезжайте В Россию и поработайте там, поживите пару недель. И вы на своей собственной шкуре почувствуете доброго, культурного, умного старшего брата. Посмотрите как батрачат ваши братья по стране по 12-14 часов в сутки. Как на них наживается Путин с его командой. Увидите как выживает русский народ в этой стране дикого капитализма. Наши ребята кому посчастливилось едут и в другие страны, развитые чем Россия. Там для граждан и правительства этих стран быть гастербайтером не повод для унижения и ущемления прав человека.

    1. Лариса:

      Бред то не пишите, «уважаемый»! Лучше чем в России нигде к приезжим не относятся. Я приехала в Россию из глухого молдавского села. Выучила язык, переучилась по специальности, работаю, уважаю культуру, язык русский. И ко мне относятся тоже с уважением. А если вы хам, а это видно по вашему комменту, то не ждите хорошего к вам отношения, не только в России.

      1. Узбек:

        Правильно говорят: «В семье не без урода». Не обращайте внимание на таких неблагодарных типов. Есть такие среди узбеков, но их — меньшинство. Большинство узбеков придерживается другого мнения о России и русских, и это мнение — хорошее. Если бы не было «России-матушки» туго пришлось бы не только Узбекистану, но и всему бывшему Союзу. Всё, что в стране было хорошего (фильмы, артисты, добрые времена и т.д.) было в советскую эпоху. После независимости был очень тяжёлый период, в это время жили хорошо, в основном, жулики и проходимцы, которые заработали деньги на своих сородичах. А простой народ — он как всегда трудится, либо у себя, либо за границей. Именно благодаря таким людям Узбекистан сейчас немного развивается.

  7. Эргаш:

    Если было бы плохо, в Россию за куском хлеба никто не поехал. Раз едут толпами и не возвращаются, значит там лучше чем на Родине. Так что надо винить Родину, которая не может прокормить свой народ. А Узбекистан был таким при Каримове. Надеюсь теперь будет не так.
    И русских винить не надо, есть у всех свои изъяны, но в с целом это великий и добрый народ.

  8. Абдумуталли:

    Узбеки, таджики, киргизи и другие едут на заработки в Россию не из за плохой жизни в их стране, а изза отсутсвия рабочих мест, так как рождаемость у них высокая и создание новых рабочих мест не успевает удовлетворить спрос. Эти люди где бы не находились работают с усердием, какой бы работой не занимались, не пют, надо будет работают по 12 часов в сутки. Сэкономив в еде сами отправляют деньги родителям дла подготовки к свадбам. Приехав в свою родину они становится уже богатыми, покупают машины, строят хорошие дома. Со многих стран приезжают В Россию изза наличия рабочих мест!!! Почему? Да потому в России рождаемость остаётся низким. Если в 1991 году в стране жили 151 млн. населеня, то вк 1992 г. сюда добавились еще 25 млн, в итоге 176 млн, а сегодня официально говорят и пишут что в России сейчас живут 146 млн, а о заявлению бывших руководителей Росстата а то и меньш, меньше 100 млн. Поэтому при высказывании о трудовых мигрантов будьте осторожны. Если взять Узбекистан, к 1991 го проживало около 22 млн, а сейчас живет, более 32 млн человек. Если Россия так жила бы то сейчас население составил бы +1/3 = 240 миллион человек? Тогда россияне заполняли бы рабочих мест по всему миру!?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*