В Москве 5 октября в Москве, в технопарке Сколково, открывается Каспийский международный форум. Среди участников, увы, нет Узбекистана. Но почему так?
Хотя если посмотреть, там все ближайшие соседи официального Ташкента. Это Россия, Азербайджан, Туркмения, Казахстан, Иран. Они же-и самые постоянные торговые партнеры.
Ясно, в первую очередь тут площадка для стран, чьи берега омывает седой Каспий. Но это признак скорее формальный. На самом деле здесь и сейчас завязывается крупный региональный экономический узел. И Узбекистану не логично оставаться в стороне.
Впрочем, официальный Ташкент это и сам прекрасно понимает. Это видно из новой концепции внешней политики. В ней на первое место выдвинута идея сотрудничества с ближайшими соседями. С чем трудно поспорить. Связи между людьми спаяны веками, реки, газопроводы, электрические сети, дороги-общие. Как и проблемы.
Самая острая – транспортная. Чересполосица границ отрезает и разрезает потоки товаров, делает их «золотыми». Древний Шелковый путь, вспомним, был похоронен морским судоходством. Но именно морем он может и вновь воскреснуть-под боком целый Каспий!
Буквально на днях иранский президент Сайид Ибрахим Раиси пригласил Узбекистан войти в Чобахарское соглашение и предоставить ему доступ к коридору Север-Юг. Это открывает прямую и безопасную дорогу к портам Бендер-Аббас и Чобахар. Вместе с тем железнодорожные и автомобильные пути Узбекистана весьма удобны для иранских бизнесменов, чтобы попасть, например, на российский Дальний Восток.
Обратим внимание, что многообещающее предложение со стороны Тегерана прозвучало сразу после того, как Иран на самаркандском саммите официально вошел в члены Шанхайской организации сотрудничества, которая словно создана для наращивания международных контактов.
Кстати, технические вопросы вполне можно было бы обсудить на Каспийском форуме. Тем более, что Узбекистан и сам плотно думает над тем, как попасть, скажем, в ту же Индию. Ради чего этот проект недавно обсуждался в рамках ЭСКАТО (структура ООН).
Планы Ташкента и потенциальные возможности по расширению регионального сотрудничества просто грандиозны. Китай тянет железную дорогу через Киргизию, узбекские автомобили уже собираются в Казахстане, а скоро такое же производство откроется в Азербайджане. Таджикистан вышел на первое место по экспорту соседям цемента. Казахстан ритмично снабжает зерном и нефтью, получая в обмен газ, трикотаж, фрукты-овощи.
О России вообще можно не говорить-это крупнейший торговый партнер и инвестор для Узбекистана, самый большой работодатель для трудовых мигрантов. Сцепка с северным соседом через Каспий наверняка даст дополнительный эффект.
Важно, что между «каспийской пятеркой» и Ташкентом нет проблем, которые нельзя решить в рамках международных организаций-это СНГ, ЕАЭС, ОДКБ опять-таки ШОС.
Думается, и «пятерке» надо решительно повернуться лицом к Узбекистану, на практике вовлечь его в свою орбиту. И Ташкенту пора переходить от привычной «двухсторонки» к более тесной интеграции внутри региона.
Образно говоря, все мы-прикаспийские государства. Другого моря у нас больше нет…