Речь не о государственной политике, научной и творческой интеллигенции Казахстана. Но страшная и горькая правда такова, что основная масса казахов обрела стойкое неприятие соседей по Центральной Азии.
Также есть в целом отвержение всего арабо-иранского и мусульманского. Это видно невооруженным глазом, это мы слышим и видим в университетах, в интернете, на улицах. И это — следствие манкуртизма и культурной перекодировки, а не что-то естественное и исторически закономерное. Потому что наши предки еще вчера, т.е. в XIXнач.-XX вв. жили мифологемой «алты алаш» (куда входили помимо казахов, узбеки, каракалпаки, киргизы, туркмены и др.), они грезили единством Золотой Орды; также они, преодолевая знойные пустыни и моря достигали священной Мекки и Медины и со слезами падали ниц при виде Каабы…
Во-первых, напрочь отсутствует элементарный интерес к центральноазиатскому региону, к культуре и истории соседних родственных народов. В голове среднего казаха и казашки живет стереотип, что эти народы все — «отсталые», бедные, традиционные, также фанатично религиозны (а казахи якобы всегда были лишь номинально мусульманами), также в массовое сознание внедрен страх, будто оттуда, с южных границ (а иногда и Китая) всегда исходит угроза: терроризма, диверсии, наплыва мигрантов, нежелательной мусульманизации, экспорта паранджи и пр.
Помню, многие годы читала общий курс «Истории Казахстана» для факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби, и там учились ребята из Таджикистана: очень умные, старательные, говорили по-русски, все парни и одна девушка; все были очень воспитанные, красивые, настоящие восточные джигиты и девушки. Но наши студенты почему-то неохотно с ними общались, тогда как льнули к студентам из Южной Кореи и Китая, подлизывались к ним (как педагог с большим стажем я, конечно, замечала это).
Я поняла, что причина — в ментальной болезни, в заискивании перед силой и богатством, «чья страна круче», тогда как абсолютно отсутствует историческая память и даже элементарное чувство доброты и товарищества.
Уровень знаний об истории, искусстве, географии соседней Средней Азии среди казахов просто смехотворно низкий. Стыдно говорить. Даже на исторические факультеты университетов Казахстана поступают выпускники средних школ с казахским и русским языком обучения, которые порой не слышали слово «Бухара» и путают названия столиц центральноазиатских республик, они могут сказать, что таджики — тюркоязычны, что туркмены живут на Кавказе и т.п.
Еще одно воспоминание. Много лет назад на одном уроке в КазГУ по дисциплине «История духовной культуры казахов» я упомянула каракалпаков как небольшой родственный тюркоязычный народ, живущий по соседству. В это время на лице у одного студента изобразилось такое недоумение, он не мог скрывать своего удивления или возмущения и переспрашивает: «Кто????! Каракалпаки??? Извините, я не понял…. Они же …как… как цыгане?!».
Теперь, в свою очередь, не поняла его я… Оказалось, что парень (казах, учился на рус. отделении, кажется, был родом из Алматинской области) подразумевал под каракалпаками даже не истинных каракалпаков, а репатриантов-оралманов, т.е. казахов, переехавших из Узбекистана, Каракалпакии. Их у нас презрительно окрестили «каракалпаками», местные казахи смотрели на них искоса, относились как к отсталым, бедным мужчинам и женщинам, одетым в длинные традиционные платья и в платках, имеющим какие-то странные черты в своем менталитете и т.п.
Мне оставалось развести руками и напомнить о знаменитом сборнике, изданном в советское время в Москве «Материалы по истории каракалпаков».
У каракалпаков были свои великие поэты, классики, как Бердах, Ажинияз и другие; были знаменитые поэты-жырау, эпическая традиция очень впечатляет. Каракалпакские батыры вместе сражались с нашими предками против калмыков-джунгар, участвовали во многих восстаниях против царизма, входили в состав Казахского ханства, позже — Хивы, одно время были даже частью КазССР.
Кстати, так называемые «цыгане»-казахские репатрианты из Каракалпакии в целом успешно адаптировались в РК, благодаря трудолюбию и терпению они сумели найти свою нишу в обществе, открывают бизнес, успешны как аграрии, в строительстве, торговле и др. Интересно, что многие работодатели, прежде всего русской национальности (поскольку у них нет снобизма и всяких предрассудков и чванства как у местных казахов, а только деловой настрой), сказали, что с удовольствием нанимают на работу именно каракалпакских казахов и оралманов-возвращенцев в целом — ввиду их крайнего трудолюбия и хорошей ментальности, что они — не пьющие, и что женщины их не такие задиристые и нахальные, как местные казашки…).
P.S Несколько раз в своей истории казахский народ спасался в объятиях братьев-мусульман Центральной Азии: во время джунгарско-калмыцкого завоевания 1723-25 гг., и в 20-30-е годы ХХ в., когда сотни тысяч грязных и голодных казахов (хуже чем «цыгане») хлынули на юг, в силу мусульманского единства и гуманизма узбеки, таджики, кыргызы, афганцы-пуштуны, каракалпаки и другие приютили, открыли им двери, выделили земли, спасли от голодной смерти. Многие так и остались жить в тех регионах и странах.
А кто такие коренные жители современного Казахстана? Это — чудом уцелевшая группа людей. (согласно основательным исследованиям проф. Т. Омарбекова) Каннибализм, поедание трупов людей, в казахских аулах 30-е годы во время массового голода был повсеместным, так что можно сказать даже, что перед нами в большинстве и во всей красе — потомки каннибалов ХХ в.), жалкая горсточка бывших казахов-мусульман (носивших длинные платья, бритоголовые, в засаленных среднеазиатских чапанах и тюбетейках), которые — поскольку большая часть популяции вымерли от голода, революции и репрессий — смешалась с русскими и другими переселенцами, советизировалась, с горем пополам модернизировалась, забыла всю свою историю, язык, веру, традицию, даже национальный костюм, стала говорить по-русски, пить водку, петь песни на русский лад (истинная музыка и танцы казахов эпохи мусульманской Золотой Орды и Казахского ханства были совсем другие!), облачилась в русско-европейские одежды, женщин переодели в короткие платья и т.д.
После этого эта сомнительная горсточка KZ и родившиеся от них потомки стали уже …не переваривать азиатскую «перенаселенность», «многодетных», «черномазых», «маргиналов» и пр. Благо, миллионы их этнических братьев во время Голодомора своей мученической смертью освободили им территории и облегчили жизнь будущем поколениям.
Они, современные казахи РК, якобы более «культурные» и «цивильные», все время морщат и брезгливо зажимают нос, типа «фу, кто эти, аралманы всякие, понаехали эти узбеки да киргизы….ой, эти бородачи, муллы да салафиты, талибы, не дай бог понаедут…» и пр., — не понимая или не желая понимать, на чьих костях и крови на самом деле выросло их нынешнее более или менее лучшее экономическое, демографическое положение и благосостояние, кому и каким историческим событиям они обязаны…
Назира Нуртазина
(Казахстан)
Назира-хон, спасибо за вашу точку зрения, но с каннибализмом вы немного перегнули. ИМХО, конечно. Чудовищный голод у ВСЕХ народов проходит одинаково и каннибализм не исключается, увы…
Мы, узбеки, воспринимаем казахов как самый близкий и родственный народ. Да, по стилю жизни мы нахватались у таджиков (Великая Персия ), но по «крови» мы с казахами 🙂
Должен признать, что имеется и ментальная разница: казахи почитают как идеал (могу ошибаться) великого Чингиз-хана, а мы, узбеки, пророка Мухаммеда.
Должен признать, за последние 30 лет, с момента уничтожения СССР, у нас, узбеков, тоже выросло поколение недо-пере-образованцев. Так что, не переживайте сильно.
Однако, есть одна вещь, которая нас всех объединяет. Я, узбек, пишу Вам, казашке, на русском языке.
Нас объединяет причастность к великой русской культуре! Возможно наши внуки будут общаться на китайском, как языке международного общения, но пока пишу по-русски 🙂
И еще я знаю несколько песен на казахском (в 66 выучил). Например, «Махабат бермаган».
Да-да-да! Димаш Кудайберген — вот лицо современного Казахстана!
С уважением и любовью из Узбекистана (Ташкент-Коканд)
Ну и для чего в столь не простое время нужно публиковать такие провокационные статьи?