Пандемия резко проявила и обострила общественные проблемы, оставшиеся в наследство со времен Каримова.
Так, карантин в Ташкенте и в других крупных городах Узбекистана поставил на грань выживания российскую диаспору. Большинство ее нынче составляют люди пожилые, нередко одинокие. Кто им поможет в этот трудный час?
Да, в соцсетях вспыхнуло движение волонтеров, которые озаботились судьбой «божьих одуванчиков». Спасибо, конечно. Но бросился глаза пиар на этой благородной акции, когда все делается с ФИО инициаторов и под объективами камер.
Теперь, когда «вырубили» личные автомобили, все, наверняка, резко сдуется. Практика также показывает, что энтузиазм-вещь скоропортящаяся, если не подкреплена рублем.
Между тем, уровень отчаяния нарастает и, видимо, настоящая беда еще впереди.
Вот звонок на сайт «Ваше право» от Татьяны Евглецкой. Потеряла работу в кафе, осталась с сыном-инвалидом, живут на его пособие в 500 тысяч сумов в месяц, денег нет даже на еду.
Наталья с Юнусабада не знает, как добраться, чтобы получить пенсию-живет у дочери в Сергели.
У Николая потребовали срочно написать заявление «по собственному желанию»…
И это лишь первые ласточки…
Могут спросить, а куда смотрит Москва, где Русский культурный центр?
И вот тут наступает момент истины. Россия рада бы помочь своим соотечественникам, да не может.
Дело в том, что у Ислама Каримова был один «бзик»-он все время опасался какого-то подвоха со стороны Москвы. Отсюда его отношение к российской диаспоре как к пятой колонне. Что, согласитесь, было странно для человека, выученного в русской школе, дважды женатого на русских женщинах, члена Политбюро. Простая деталь. Армянский культурный центр официально образовался в Узбекистане в 1991 году. Русский – в 1994-ом, первый, еще «неформальный», был разгромлен прокуратурой.
В 2005-ом, когда вспыхнул мятеж в Андижане, Запад обрушился с санкциями, требовал международного суда, Каримов срочно заключил с Москвой договоры о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях. Вскоре, когда гроза пронеслась, «любовь кончилась», гайки закрутили вновь. Из Узбекистана один за другим бежали от тюрьмы три председателя правления РКЦ, дело доходило до вооруженного спецназа.
Не раз и не два поднимались вопросы создания русской газеты, Фонда, клуба интеллигенции, правозащитных и благотворительных организаций, русских и татарских школ. Все инициативы безжалостно обрубались с подозрительным прищуром: а зачем? В результате диаспора осталась без лидеров, влияния, беззащитной. И сегодня, когда бушует пандемия, это особенно четко видно-люди брошены на произвол судьбы.
Все упирается в то, что по узбекским законам невозможна финансовая помощь диаспоре, ее организациям. Эту «дорогу жизни» перерезали, когда корчевали в республике американские и европейские НПО, занимавшиеся всякими «шахер-махер». Заодно перекрыли кислород дорогому «стратегическому партнеру и союзнику».
Одного из деятелей общины Василия Костецкого затаскали по милицейским кабинетам за финансовое поступление со стороны Москвы, заставили «компенсировать» огромную сумму. С тех пор больше никто не рисковал…
На этом фоне цветут и пахнут в России десятки, сотни культурных автономий узбеков. Их руководители вхожи в коридоры власти, у них надежное финансирование, с соотечественниками работают свои юристы и адвокаты, разруливающие «все дела», вплоть до уголовных.
В Узбекистане же просто некому подумать о русских, татарских, кавказских стариках, попавших в переплет. Нет ни своих НПО, ни фондов, ни больницы. Помощи, в смысле денег, ждать неоткуда. Хотя все, вплоть до русских школ, могло быть еще вчера! Но каримовский закон по прежнему, как амбарный пудовый замок, висит и напоминает о мрачных больных фантазиях покойного президента…
Зато кто-то постоянно в телевизоре кричит МЫ СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!!!!!
А свои для них выходит сирийцы???
И если бы не мудрость узбекского народа и руководителя республики.столь нелюбимого вами И.А.Каримова,были бы мы живы вообще.Что же касается нынешнего положения с эпидемией короновируса,вы что,думаете.что теряют работу и лишены возможности навестить родственников только русские,живущие в Узбекистане?Это коснулость людей всех национальностей,живущих в нашем многонациональном государстве.
Не надо изображать РКЦ белым и пушистым,там достаточно было и хищений и провокационных действий и т.д.Мне это прекрасно всё известно,у меня там работали родственница,единственной задачей которой было набивание собственного кармана(да-да.я не шучу).много знакомых.
Лучше остановите это издевательство российских чиновников с получением российского гражданства.Мои друзья.имея собственное жильё в Подмосковье,третий год не могут получить гражданство,потому что им придётся выплачивать пенсию Россией(лет им уж больно много).Так что подумайте лучше о русских пенсионерах,желающих получить российское гражданство.
Русские в стране точно на таком же положении, что и узбеки! Другое дело, что есть оставшиеся одинокие, но в махаллях им стараются помогать по возможности. И не надо тупую бездеятельность РКЦ оправдывать политическими «гонениями»! Захотели бы организовать помощь — сделали бы. Но привыкли только денежки получать и изображать работу. Кому, например, из живущих здесь действительно талантливых русскоязычных писателей и поэтов они в чем-то помогли?
Русские старики без внимания не останутся, как и другие категории граждан, например безработные, количество которых резко увеличиться, я уверен. А вот в судьбе гастарбайтеров в России, которые остаються без работы, я не уверен.
Кишка тонка у России своим помочь. Только могут гастарбайтеров на патент оформлять и соотечественников в посольствах мурыжить и шпинять.
Поучились бы у других стран как надо правильно и эффективно с соотечественниками работать и принимать в гражданство.
Просто засели в высоких российских кабинетах враги России и соотечественников.
А всякие думские комитеты по работе с соотечественниками просто бутафорские ряженые «патриоты» — они только могут орать по телевизору на украинских «мальчиков для битья», а что-то реальное сделать для соотечественников им не с руки, ведь за это им не заплатят.
Написал бы что думаю про безобразие..
Какое изложение и игра полутонов, однако. «Российские старики», «российская диаспора». Типа наших обижают. Если они российские, почему упрекаете другое государство за их бедственное положение? Разве не Россия должна заботиться о «российских» людей? А Россия не помогает, просто потому что, это не ее граждане, они обычные узбекистанцы, просто русской национальности и всё.
Не надо пытаться использовать их в качестве фишек в своих дешевых играх. Хотите им помочь, пожалуйста, никто вам не запрещает, навещайте их, привозите еду, дайте денег. Но вы этого никогда не сделаете, так как они вам нафиг не нужны, кроме как в качестве реквизита для упреков.
* Все упирается в то, что по узбекским законам невозможна финансовая помощь диаспоре, ее организациям. ….
На этом фоне цветут и пахнут в России десятки, сотни культурных автономий узбеков. Их руководители вхожи в коридоры власти, у них надежное финансирование, с соотечественниками работают свои юристы и адвокаты, … *
Прстите. меня может я что то не понимаю. но у меня есть вопрос
А как же быть с основным принципом политики «Зеркальность ответа» ?
Вы,этот принцип вспоминаете, когда высылают дипломатов РФ
и напорочь забываете, когда дело касается соотечествеников,
ЗЫ
Скажите честно:
— Мы не можем, и не хотим, работать с соотечествениками.
Русский центр если бы захотел, то адресно бы выделял помощь и находил среди бизнесменов русских. Вопрос либо это делается и деньги оседают в карманах, либо это не делается, тк центру никто не доверяет свои деньги даже на благие дела.
Автор, сознательно «педалирует» на самые болезненные моменты и периоды взаимоотношения между нашими странами. Да, были проблемы, возможно и сейчас тоже ещё остались. Однако, напрашивается закономерный вопрос — почему именно сейчас и кому это выгодно? Хотите помочь — помогайте! Находите возможности, договаривайтесь с властями. Уверен — от искренне протянутой руки помощи никто и никогда не откажется!
Всем доброго дня. Я являюсь сотрудником Ташкентской епархии РПЦ. Призываю всех в это непростое время сплотиться и на деле проявить свое человеколюбие, дружелюбие, любовь к ближнему.
Ташкентская епархия в сотрудничестве с Русским культурным центром осуществляет ряд социальных проектов, в которой принимают участие волонтеры, предприниматели, да и просто неравнодушные к чужой боли люди.
Не буду описывать подробно все, чтобы не было у кого-то искушения назвать это пиаром. Единственное, что скажу: НАШИ СОТРУДНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛА, например В ДАННЫЙ МОМЕНТ ХОДЯТ ПЕШКОМ, чтобы доставить продуктовую корзину или убраться у тех людей, которые в этом нуждаются, которые, по сути, годами стоят на попечении отдела! Сейчас в условиях карантина до некоторых получателей помощи приходится преодолевать километры. Иногда на этот путь уходит до полутора часов.
Кстати, помощь оказывается не только «российским или русским старикам», но и инвалидам, малоимущим семьям, больным, обездоленным и другим категориям лиц, не взирая на национальную принадлежность и вероисповедание.
Приглашаем всех – от автора статьи до тех, кто комментирует статью – внести свою практическую лепту, призываю присоединиться к нашей работе, хотя бы на 1 день, чтобы посмотреть, как этот механизм работает. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или написать.
«НАШИ СОТРУДНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛА…» А какие еще отделы есть? Коммерческий? Производственный? Безопасности? И у кого это у «наших»?.. После того как РПЦ в условиях пандемии приветствовала массовые богослужения с целованием крестов (кумиропоклонение) и чьих-то останков к ней отношение сами понимаете какое. Я лично чту всех святых, но «поклонение мощам» это чистая некромания!