Узбеки, русские, армяне, азербайджанцы в Туркмении ограничены в доступе к услугам здравоохранения, к образованию, они ущемляются при приеме на работе. Так считают эксперты Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации.
В бывшей советской республике преподавание в вузах ведется только на туркменском языке, на весь Ашхабад всего одна русская школа, дети узбеков в школах также вынуждены учиться на чужом языке и ходить на занятия в туркменских национальных одеждах.
Представители этнических меньшинств не могут работать в госструктурах, констатирует ООН. Иными словами, в стране процветает туркменский национализм, навязываемой силой власти и путем репрессий.
Так, тысячи людей уже более 20 лет не могут получить паспорта и стать полноценными гражданами своей собственной родины. Это касается главным образом узбеков, проживающих в Лебапском и Дашогузском велаятах страны. На стыке 90=годов прошлого века они уехали на учебу в Узбекистан, вернулись домой с еще советскими паспортами и с тех пор мучаются без документов, удостоверяющими личность, практически на положении людей второго сорта.
Людей выгоняют с работы только за то, что у них, скажем, диплом Ташкентского института народного хозяйства, которой якобы не действителен.
Причем, простые туркмены на бытовом уровне «права не качают», у них другой менталитет. Зато местные чиновники, видимо ослепленные еще «Золотым веком», который с перепугу придумал покойный Туркменбаши, продолжают упражнять в дешевом нацизме.