18+
04 Декабря 13:43
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Личный фотограф Узбекской ССР

17 марта исполняется 125 лет со дня рождения известного фотографа Макса Захаровича Пенсона.

Личный фотограф Узбекской ССР

В автобиографии в 1939 году он писал: «…родился в городе Велиже Витебской губернии 17 марта 1893 года. Отец по профессии переплетчик, работал в мелкой типографии. Мальчиком меня отдали туда на обучение. Грамоте обучался самоучкой. Закончил городское училище в 1911 году. Имея большое влечение к рисованию, уехал от семьи в город Миргород Полтавской губернии и поступил в художественно-керамическую школу.  Учился всего полгода, и из-за нужды пришлось уехать в город Вильно, где поступил в художественно-промышленную школу общества имени Антокольского (в отдел декоративно-малярный), получал пособие от общества. Учился до 1915 года.

Началась мировая война, я уехал в Среднюю Азию, в город Коканд. Работал счетоводом, преподавал рисование в школах до конца 1917 года. В конце 1917 года начал работать в Кокандском отделе Народного образования. Проработал там до 1922 года в качестве заведующего учебно-производственными мастерскими, в 1923 году переведен в Ташкент. В 1925 году начал заниматься фоторепортажем. С 1926 года работал в редакции «Правда Востока.»

Пенсон застал рождение Узбекской ССР, когда миллионы людей сели за парты, женщины сжигали паранджи, дехкане записывались в колхозы, вставали первые заводы и фабрики, открывались университеты, был прорыт Большой Ферганский канал, победой закончилась Великая Отечественная война.

В 1937 году его снимок «Узбекская мадонна» получил высшую награду на Всемирной выставке в Париже. В 1949 году он ушел из редакции. Но профессия стала семейной: внук Макс Пенсон был уже личным фотографом Ислама Каримова…

Сын фотографа кинооператор Эдуард  Пенсон писал: «После того, как отца отправили на пенсию, он сильно переживал, семь лет тяжело болел. Он потерял интерес к жизни, у него началась депрессия, он безвременно умер. Если бы его не отстранили тогда, он бы много ещё успел сделать…».

О творчестве Макса Пенсона точнее не скажешь, чем написала его дочь Дина Ходжаева, которая  стала первой профессиональной женщиной-фотографом Узбекистана:«Если кратко, то это две особенности работ Пенсона. Первая — необычные ракурсы фотографий, объем, геометрия, ощущение пространства. Это тени физкультурников или грядки хлопкового поля, ряды военных на параде или сохнущие кирпичи — все подмечено в виде геометрических линий, создающих пространственный и эмоциональный эффект. И простые люди, снятые как-то чуть сверху или чуть сбоку, становятся выразительными настолько, что кажется, будто мы находимся рядом с ними. И вторая особенность. Отец снимал не как турист, не как внешний человек. За годы работы, командировок, общения он досконально изучил жизнь узбекистанцев и в ней уже подмечал взглядом художника особые мгновения.

У него был свой почерк, свое видение сюжета, в своем творчестве он шел абсолютно своим путем. Отец  не был гостем в Узбекистане. Изо дня в день, выполняя задания своей редакции, он жил той действительностью, которую снимал.

Я считаю, что именно в этом и заключается секрет самобытности фоторепортажей папы. Он передавал собственное мироощущение, это и отличает его от современников, поэтому он так интересен и сегодня. Фотографирование было для него, прежде всего, творческим процессом. Он не просто щелкал затвором камеры, а создавал каждую свою фотографию как картину, хотя все эти снимки делались по заданию газет и журналов. Элементы художественности присущи всем его работам, ведь он был художником по образованию».

Умер Макс Пенсон в Ташкенте в 1959 году. Но он не забыт.

В Узбекистане устраиваются его персональные выставки, издаются альбомы, а многие его снимки являются реальными источниками по истории Узбекистана 20-30-х гг. прошлого века, советской эпохи, используются в научных работах и учебниках истории.

Василий Костецкий

Личный фотограф Узбекской ССР

Личный фотограф Узбекской ССР

Личный фотограф Узбекской ССР

Личный фотограф Узбекской ССР

Личный фотограф Узбекской ССР

Личный фотограф Узбекской ССР

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Личный фотограф Узбекской ССР

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. насретддин:

    Второе фото даже сейчас как-то фривольно смотрится, а уж тогда….

  2. Умид Орзуев:

    Был уволен в результате сталинской компании «борьбы с космополитами», т.е. за то что он был евреем.
    В конце 90х Роман Абрамович проспонсировал выставку работ Пенсона в Лондоне.
    Отец всех узбекистанских народов любил рассуждать о том сколько Узбекистан потерял от советского тоталитаризма, но с огромным удовольствием пользовался всеми благами советского наследия, от системы правления до, как оказывается ,услуг внука известного советского фотографа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности