17 марта исполняется 125 лет со дня рождения известного фотографа Макса Захаровича Пенсона.
В автобиографии в 1939 году он писал: «…родился в городе Велиже Витебской губернии 17 марта 1893 года. Отец по профессии переплетчик, работал в мелкой типографии. Мальчиком меня отдали туда на обучение. Грамоте обучался самоучкой. Закончил городское училище в 1911 году. Имея большое влечение к рисованию, уехал от семьи в город Миргород Полтавской губернии и поступил в художественно-керамическую школу. Учился всего полгода, и из-за нужды пришлось уехать в город Вильно, где поступил в художественно-промышленную школу общества имени Антокольского (в отдел декоративно-малярный), получал пособие от общества. Учился до 1915 года.
Началась мировая война, я уехал в Среднюю Азию, в город Коканд. Работал счетоводом, преподавал рисование в школах до конца 1917 года. В конце 1917 года начал работать в Кокандском отделе Народного образования. Проработал там до 1922 года в качестве заведующего учебно-производственными мастерскими, в 1923 году переведен в Ташкент. В 1925 году начал заниматься фоторепортажем. С 1926 года работал в редакции «Правда Востока.»
Пенсон застал рождение Узбекской ССР, когда миллионы людей сели за парты, женщины сжигали паранджи, дехкане записывались в колхозы, вставали первые заводы и фабрики, открывались университеты, был прорыт Большой Ферганский канал, победой закончилась Великая Отечественная война.
В 1937 году его снимок «Узбекская мадонна» получил высшую награду на Всемирной выставке в Париже. В 1949 году он ушел из редакции. Но профессия стала семейной: внук Макс Пенсон был уже личным фотографом Ислама Каримова…
Сын фотографа кинооператор Эдуард Пенсон писал: «После того, как отца отправили на пенсию, он сильно переживал, семь лет тяжело болел. Он потерял интерес к жизни, у него началась депрессия, он безвременно умер. Если бы его не отстранили тогда, он бы много ещё успел сделать…».
О творчестве Макса Пенсона точнее не скажешь, чем написала его дочь Дина Ходжаева, которая стала первой профессиональной женщиной-фотографом Узбекистана:«Если кратко, то это две особенности работ Пенсона. Первая — необычные ракурсы фотографий, объем, геометрия, ощущение пространства. Это тени физкультурников или грядки хлопкового поля, ряды военных на параде или сохнущие кирпичи — все подмечено в виде геометрических линий, создающих пространственный и эмоциональный эффект. И простые люди, снятые как-то чуть сверху или чуть сбоку, становятся выразительными настолько, что кажется, будто мы находимся рядом с ними. И вторая особенность. Отец снимал не как турист, не как внешний человек. За годы работы, командировок, общения он досконально изучил жизнь узбекистанцев и в ней уже подмечал взглядом художника особые мгновения.
У него был свой почерк, свое видение сюжета, в своем творчестве он шел абсолютно своим путем. Отец не был гостем в Узбекистане. Изо дня в день, выполняя задания своей редакции, он жил той действительностью, которую снимал.
Я считаю, что именно в этом и заключается секрет самобытности фоторепортажей папы. Он передавал собственное мироощущение, это и отличает его от современников, поэтому он так интересен и сегодня. Фотографирование было для него, прежде всего, творческим процессом. Он не просто щелкал затвором камеры, а создавал каждую свою фотографию как картину, хотя все эти снимки делались по заданию газет и журналов. Элементы художественности присущи всем его работам, ведь он был художником по образованию».
Умер Макс Пенсон в Ташкенте в 1959 году. Но он не забыт.
В Узбекистане устраиваются его персональные выставки, издаются альбомы, а многие его снимки являются реальными источниками по истории Узбекистана 20-30-х гг. прошлого века, советской эпохи, используются в научных работах и учебниках истории.
Василий Костецкий
Второе фото даже сейчас как-то фривольно смотрится, а уж тогда….
Был уволен в результате сталинской компании “борьбы с космополитами”, т.е. за то что он был евреем.
В конце 90х Роман Абрамович проспонсировал выставку работ Пенсона в Лондоне.
Отец всех узбекистанских народов любил рассуждать о том сколько Узбекистан потерял от советского тоталитаризма, но с огромным удовольствием пользовался всеми благами советского наследия, от системы правления до, как оказывается ,услуг внука известного советского фотографа.