Кто пробрался в руководство общественных организаций российских соотечественников за рубежом? Об этом делится своими наблюдениями и мыслями Татьяна Полоскова, доктор наук, бывшая сотрудница Росзарубежцентра (Россотрудничество), не раз бывавшая в Ташкенте.
-Имеет смысл вернуться в конец 1990-х – начало 2000-х. Как только в России заговорили о придании политике в отношении соотечественников государственного статуса, о передаче этих функций МИДу и посольствам, откуда не возьмись, появилась целая плеяда личностей на соотечественной площадке, о которых раньше никто и не слыхивал. Как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. И вскоре именно они возглавили Координационные советы соотечественников при посольствах, засели в президиумах на «вселенских» конференциях соотечественников, и практически возглавили процесс.
Надо отметить, что в тот период посольства еще прислушивались к мнению российских компетентных органов, которые советовали: вот этот деятель из Эстонии давно работает с местной безопасностью, этот активный господин из Молдавии – установленный сотрудник местной «конторы», вот этот украинский активист не вылезает из СБУ. И одно время к этим рекомендациям прислушивались – а потом… то ли таких «двустволок» стало много, то ли финансовые интересы взяли свое, то ли еще какие соображения…
И в результате, мы получили то, что получили. Примеров полно. Но приведу два, особенно смешных.
Когда «соотечественный лидер» из СНГ в присутствии московских коллег откровенно заявляет, что сейчас позвонит в местную «контору» и там скажут, кого лучше позвать на форум и на переговоры о сотрудничестве.
Или когда руководитель одного из Координационных советов соотечественников из симпатичной далекой страны приглашает на встречу соратницу по общественной деятельности и предлагает написать… расписку о согласии работать на местную контрразведку, которую он де и представляет!
Впрочем, не надо думать, что никто в России из серьезных людей об этих реалиях и не догадывался. Просто долгое время делали скидку на то, что, «да, человек живёт в зарубежном государстве, он его гражданин и не может не играть по тем правилам игры, которые ему там предлагают, переиграем и т.п.».
Но, похоже, что критическая масса, как выразился эстонский журналист Илья Никифоров, «штирлицев и пеньковских в одном флаконе» уже подошла к критической черте и далее терпеть такой бардак не допустимо. А вот как выйти из этой ситуации, сохранив лицо страны – большой вопрос.…
И именно об этом сейчас и думают в «коридорах российской власти» те, кому не безразлична судьба страны и судьба российской диаспоры. Мое мнение: только хирургическим путем. Иначе раковая опухоль станет вообще не операбельной и погубит весь организм.