Мосгорсуд вынес приговор руководителям столичной ячейки террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», готовивших насильственный захват власти в России.
Четверо подсудимых – Азизбек Инамов, Шамиль Исмаилов, Сайпула Курбанов и Зикруллохон Рахмонходжаев – признаны виновными в «организации и участии в деятельности экстремистской организации», «приготовлении к насильственному захвату власти и насильственному изменению конституционного строя России», «вовлечении лиц в совершение действий, направленных на насильственный захват власти и насильственное изменение конституционного строя» и «незаконном приобретении и хранении боеприпасов и взрывчатых веществ», передает ИТАР-ТАСС.
Все фигуранты дела признали вину в участии в деятельности «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», однако не считают себя виновными по остальным пунктам обвинения. Гособвинение требовало для подсудимых наказания в виде заключения на срок от 10 до 14 лет.
Самое строгое наказание – 11 лет заключения – суд назначил Азизбеку Инамову, передает РИА «Новости». Шамиль Исмаилов и Сайпула Курбанов получили по восемь лет заключения и два года ограничения свободы.
Самое мягкое наказание судья назначила Зикруллохону Рахмонджаеву. Ему предстоит провести в колонии семь лет и выплатить в казну государства 50 тысяч рублей.
Суд назначил экстремистам наказание ниже предусмотренного, учитывая ряд смягчающих обстоятельств: положительные характеристики, болезни и инвалидности, наличие детей, а также тот факт, что до подготовки к захвату власти подсудимые «ни в чем предосудительном замечены не были».
При этом суд указал, что, учитывая характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, исправление осужденных возможно только в условиях изоляции от общества.
По данным следствия, Рахмонходжаев являлся участником, а Инамов, Исмаилов и Курбанов – руководителями ячейки «Хизб ут-Тахрир».
По данным обвинения, Инамов вербовал новых участников путем пропаганды идей запрещенной организации, распространения ее литературы и проведения собраний, а Рахмонходжаев занимался приобретением и хранением боеприпасов и взрывчатых веществ.
Инамов, Курбанов, Рахмонходжаев, а также другие члены запрещенной группировки, уголовные дела в отношении которых выделены в отдельные производства, были задержаны 7 ноября 2012 года сотрудниками УФСБ России по Москве и Московской области. Исмаилова задержали 13 июня 2013 года.
В местах проживания задержанных был обнаружен внушительный арсенал для ведения наступательного и оборонительного боя: три ручные осколочные гранаты Ф-1, две боевые ручные осколочные наступательные гранаты РГН, две гранаты РГО и граната РГД-5, две гранаты РГН без запалов, четыре взрывателя для гранат, два обреза охотничьего гладкоствольного оружия, шесть тротиловых шашек, обычно используемых для совершения террористических актов.
Кроме того, при обыске были изъяты, предположительно, заготовки фальшивых долларов на сумму 1 млн и евро на сумму 2 млн, а также литература международной террористической организации и электронные носители с агитационно-пропагандистскими материалами.
Примечательно, что внушительный арсенал террористической организации находился в снимаемых на территории Москвы квартирах, в том числе расположенных недалеко от Курского и Речного вокзалов, то есть транспортных объектов федерального значения.
В момент проведения масштабной операции по 23 проверяемым адресам находились более 100 иностранных граждан. Значительная часть из них привлечена к административной ответственности за грубое нарушение российского миграционного законодательства.
Позже выяснилось, что задержанные также готовили теракт в 2010 году на железной дороге в столичном регионе недалеко от станции Москва-Рижская.#{crime}
В полиции отмечали, что на след террористической ячейки оперативники ГУ МВД России по ЦФО и сотрудники службы БТ ФСБ России по Москве и Московской области вышли в начале 2010 года. Как выяснилось, данная группа готовила террористический акт на железной дороге – подрыв пассажирского поезда.
Задержанные планировали заложить взрывное устройство под железнодорожное полотно недалеко от станции Москва-Рижская и подорвать пути в момент прохождения пассажирского поезда 4 ноября 2010 года.
«В Узбекистане им дают очень большие сроки»
Исламовед и специалист по радикальному исламизму, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что террористическая организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (ХТ) за 23 года постсоветского периода вошла в столицу России.
«Мы видим, что в центральных регионах России выросло число людей, которые мечтают о свержении российской власти и установлении в России исламистского халифата», – отмечает эксперт.
«То, что сейчас в Мосгорсуде судят членов группировки из Центральной Азии, это неудивительно. Эти исламисты давно и активно работают с мигрантами, вербуют в их среде новых членов организации. С их помощью в городах России устраиваются подпольные мечети, которые, как правило, устраиваются в подсобных помещениях при рынках и на частных квартирах. Это также еще раз констатирует факт отсутствия в нашей стране систематической работы с мигрантами и мигрантской политики в целом», – сказал эксперт Института национальной стратегии.
Сулейманов напомнил, что история экспансии идей «Хизб ут-Тахрир» в России берет начало с 1990 года, когда в Астрахани была основана так называемая Партия исламского возрождения (ПИВ). Большинство членов ПИВ были выходцами из Средней Азии, где тогда уже вовсю шла пропаганда идей «Хизб ут-Тахрир». Среднеазиатские «хизбы» (члены партии «Хизб ут-Тахрир») были причастны к гражданской войне в Таджикистане 1992–1997 годов.
С середины 1990-х годов правительства стран Средней Азии ведут войну против этих исламистов.
«Например, в Узбекистане им дают очень большие сроки заключения в условиях особо строгого режима. Многие хизбы, готовясь в узбекскую тюрьму, заранее прощаются с жизнью», – говорит исламовед.
В связи с этим хизбы из Средней Азии начали переезжать в Россию, где в то время их партия еще не была запрещена. Одна из первых российских ячеек ХТ появилась в 1996 году в Казани. Ее основал выходец из Намангана Алишер Усманов – в прошлом активный член террористической организации «Исламское движение Узбекистана». Усманову удалось не только обжиться в Казани, но и устроиться преподавателем в казанском медресе имени 1000-летия принятия ислама. В этом медресе он вел «хизбовскую» пропаганду среди шакирдов (студенты медресе).
В 2004-м, после того как Верховный суд России признал ХТ террористической организацией, Усманова осудили, но пока он преподавал, успел завербовать в ряды организации многих местных татар. На настоящий день лидером казанских хизбов является Рустам Сафин – бывший студент мечети, где Усманов некогда был преподавателем. В 2005 году руководимая Сафиным хизбовская ячейка захватила казанскую мечеть Аль-Ихлас, которая до 2013 года служила опорным пунктом радикал-исламистской экспансии в Поволжье.
По некоторым сведениям, прихожанин этой мечети Роберт Валеев 19 июля 2012 года убил мусульманского просветителя Татарстана Валиуллу Якупова. Сам Валеев был ликвидирован в октябре 2012 года во время спецоперации на казанской улице Химиков. В январе 2013 года хизбы были выкурены из Аль-Ихлас с помощью силовиков, Сафина арестовали, а саму мечеть разрушили.
Пик активности поволжских хизбов пришелся на 2012 год – год терактов в Татарстане. Исламисты проводили открытые митинги, акции протеста и даже показательные автопробеги. Эти действия показывают, что хизбы в ту пору вышли из нелегального положения и стали себя проявлять в открытую. Если сначала они собирались на частных квартирах, то теперь вышли на городские площади», – говорит Раис Сулейманов.
В Центральную Россию ХТ попадает вместе с мигрантскими потоками из Средней Азии. Целью исламистов, как правило, являются большие города.
«В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге давно существуют халакаты – подпольные ячейки «Хизб ут-Тахрир». Пик экспансии ХТ в российских мегаполисах приходится на период с 2010 года. Кроме Центральной России, организация активно действует на Ямале, в Ханты-Мансийском округе и в Западной Сибири. В основном работа исламистов идет в местах с вахтовым методом работы, куда прибывает много этнических мусульман России и всего бывшего СССР.
«Если мы где-то слышим о «Сибирском халифате», то надо понимать, что речь идет о «Хизб ут-Тахрир», – говорит Сулейманов.