18+
19 Апреля 17:14
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Менталитет и открытый сейф

Мухаммад Али Дониёров, победитель конкурса короткометражных фильмов и сценариев в Турции,  поделился своими мыслями о жизни и творчестве.

Менталитет и открытый сейф

Наш сценарист – парень из интеллигентной семьи, сын учителя математики, мать – преподаватель английского. Попал в Турцию на заработки: “У меня был товарищ. Мы работали с ним вместе на складе. Однажды его мать заболела, нужно было сделать операцию.  Товарищ сказал начальнику: «Выдайте мне 9 тысяч лир (1100 дол), я отработаю. Можете удерживать с моей зарплаты». Но хозяин не согласился. А его матери становилось всё хуже. Потом этот парень каким-то способом нашёл деньги, и, слава богу, вылечил мать. Так и появилась идея фильма.”

Обратите внимание на слова “каким-то способом”. Меня это сразу заинтриговало.

Потом идут размышления на тему зачем участвовать в кинофестивалях. Для нашего героя – это “боль за народ, за нацию”, ему не нравится пьянство, угнетение женщин и взятки, он хочет, чтобы фильмы по его сценарию смотрела больше людей. Я тоже посмотрела, спасибо.

Далее он рассказывает о медиа-академии в Стамбуле и тепло отзывается о своих наставниках. Затем, как здорово поставлена индустрия по производству сериалов в Турции, которая после США вторая в этом деле.

Дело дошло и до отечественной киноиндустрии, где сразу отмечено тлетворное влияние на молодёжь Тик-тока. Эта платформа, имеющая более миллиарда пользователей, в их числе и меня – главная боль и идейный конкурент любого “приличного” интеллигента и неудачника-пропагандиста, бросить камень в неё стало общим местом, это как бы маркер “интеллектуала”.

Далее, обязательно надо упомянуть Тарковского, любая инста-дива, претендующая на мозг, это делает, тоже понятно, и наш неофит туда же.

Ну а дальше понеслось: Какие фильмы нужны для современной аудитории ?

“- Фильмы о менталитете. Такие фильмы есть, но их очень мало. К примеру, узбекские классические фильмы. В детстве мы смотрели фильмы про Алишера Навои или Бабура. Нужно снимать побольше таких фильмы. Потому что, как говорится: «Если хочешь поднять народ на ноги, похвали его предков».”

Когда-то термин «менталитет» придумал этнолог Леви-Брюль,  противопоставляя мышление первобытного человека и современного, а теперь и мы его полюбили всем сердцем.

“Не все фильмы должны быть историческими: там могут быть отображены события о сельской жизни”. Ну слава богу, надеюсь, про рабочий класс тоже не забудут, а то металлурги и асфальтоукладчики обидятся.

“Мне кажется, что нашей сильной стороной сейчас может стать идея. Мы только выиграем, если создадим фильмы о национальных ценностях, о нашей религии”.

Парень, глаза открой. Разговоры о том, что в былые годы, когда не было радикулита, мир был устроен гораздо правильнее, это никакая не идея, а трёп.

Ну и, конечно, цель нашего режиссёра: “…я поставил перед собой цель напомнить людям об их исконных ценностях, показать, что существуют такие понятия как совесть, нравственность, честность, семья”.

В этом месте я срочно перехожу по ссылке на фильм “Дыхание”. Длиной в 6 мин. 39 сек. Он представляет из себя драму, герой которой явно является для сценариста нравственными идеалом и негаснущим моральным маяком для своего поколения. 

Фильм начинается с мук совести и безысходности:  закончился последний баллончик с аэрозолем для астматиков, зрителю дают понять, что в доме присутствует тяжело больной человек.

Здоровый симпатичный молодой человек работает на складе, выполняет тяжёлую работу по переноске тяжестей, а благочестивая мать ведёт хозяйство, готовит сыну, убирает жилище, передвигая тяжёлый пылесос. При этом мама больна, у неё астма, требующая лечения и лекарств. Видно, что средств не хватает, сын просит своего работодателя о помощи.

Тяжелый диалог происходит в  кабинете шефа, звонит мобильник, шеф срочно покидает офис, и оставляет нашего героя один на один с открытым сейфом…

И конечно возникает классический русский вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею…», ответ на который давно всем широко известен, никакой интриги не происходит, впрочем, как и долгих сомнений, и на глазах еще одной работницы, молодой человек во имя благой цели спасения матери, совершает кражу.

Никакого наказания или намёка о неблаговидности проступка, а точнее преступления, мук совести нам не представлено, видимо, молчаливое наблюдение женщины в хиджабе и есть собирательный образ сочувствия и негласного общественного одобрения поступка юноши. Так сценарист для себя видит и нам представляет понятия совесть, нравственность, честность и семья, о которых упоминает в интервью… 

Белла Сабирова

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности