Избитое, затасканное, осмеянное понятие «дружба народов» в современной России обретает новое звучание и статус.
ВДНХ. Фонтан Дружбы народов
-Сижу в МФЦ и меня обслуживает молодая красотка — хоть сейчас на обложки — знаете, такой нежной, интеллектуальной, женственной красоты, которая не видна на первый взгляд, но от которой глаз не отвести на третий, пятый и десятый. Вежливая, тихая, скромная и очень уверенная в своих действиях девушка. Ни одного лишнего слова или жеста. А мы решили сразу три вопроса и я подписала ворох бумажек и пять раз доставала паспорт. Она работала так, что я не испытала и секунды неудобства или раздражения.
Сижу и думаю: какая же мать прекрасная ее воспитала, как же отец ею должен гордиться и любоваться.
На значке и ленте пропуска — имя. Армянка. Красивое имя Кристине.
И я думаю — моя ты родная!
Парень рядом с ней работает. Молодой красавец. Стройный, по-модному бородатый, с глубоким и спокойным взглядом. Азербайджанец.
Другие ребята и девушки, женщины. Русские.
Убирается в туалете таджичка или киргизка. Чистота идеальная. Деликатность.
Понимаю, что читается как агитка, но это правда. Они все — команда. Делают дело. Работают идеально.
Вчера в продуктовом среди ночи — то же самое. Все — азиаты. И все вежливые, доброжелательные, любезные. Чистота, порядок, спокойствие.
Я стала невероятно высоко ценить наш мир внутри страны. Теперь примерно понимаю, в чем наша сила. В том, что мы делаем всех родненькими. Не отвергаем, не унижаем, не высмеиваем, не требуем отречься от своего — страны, языка, культуры, — но обнимаем и забираем в свое, огромное.
Нам все нужны в России, все — наши.
Люди не перестают оставаться собой и — становятся русскими. Как на наших глазах стали соотечественниками чеченцы. Не юридически, не финансово, а по-настоящему, фактически.
Знаю, знаю, как мы все не любим «дружбу народов», которая из-под палки и многонационалочку, которую включает бизнес, чтобы минимизировать затраты на персонал, нанимая бесправных гастарбайтеров, все знаю, но чувствую — это ощущение сердца — именно сейчас обнажается механизм, который держит Россию и ее людей вместе много веков. Товарищеское отношение, ко всем — как к равным себе.
Это часто вводило русских в огромные убытки, непосильные траты, часто русские выглядели и вели себя как дураки, на которых все ездят и которые всем платят, будучи сами нищими. Это оборотная сторона великого интеграционного механизма любви и справедливого, честного отношения к другим. Но именно это и работает.
На Украине и не только мы видим, к чему приводит ненависть и желание уничтожить в другом инаковость, желание делить людей на своих и чужих, на эльфов и орков, желание обокрасть слабого и забрать себе чужое.
Мы так не можем и не будем.