Похоже, Узбекистан с 2017 года перейдет к нормальной конвертации валюты. Об этом говорит проект постановления Кабмина республики, вынесенного на общественное обсуждение.
Для простого человека это означает, что он сможет без всяких ограничений использовать свои валютные счета в банках. Сейчас, к примеру, невозможно переслать за границу за один раз более 5000 долларов, а в год более десяти тысяч. Иначе тебя ждут в налоговой с объяснениями. Зато билеты на самолет и поезд узбекский гражданин, выезжающий за рубеж, обязан отчего-то брать за «зелень», впрочем, как и автомобили.
Понятно, что новшество очень не понравится валютной мафии, которая сегодня вольготно себя чувствует по всей стране. Не секрет, что наличные менялы получают пачками прямо из банков. Зато снять деньги по карточке-это нереально.
Таким образом, правительство решило положить конец внебанковскому обороту валюты, который используется в ряде африканских стран, понятно, не от хорошей жизни. И это можно только приветствовать, так как тысячи и тысячи людей непроизвольно попадали в нарушители законов, покупая и продавая валюту на черном рынке.
Новые времена грядут и для бизнеса. Свободная конвертация откроет широкую дорогу для иностранных инвесторов, перед которыми рынок был наглухо закрыт. А значит, обострится конкуренция с местными производителями, привыкшими к тепличным условиям.
Что подвигло правительство к давно ожидаемому шагу?
Первая причина, думается, застой в притоке иностранного капитала. Никто не хочет рисковать своей прибылью, если ее нельзя конвертировать и вывезти. Из-за этого, в частности, тормозится приватизация убыточных предприятий, сохраняющих государственную поддержку, которая, судя по всему, тяжким бременем ложится на бюджет.
Вторая причина-нужда узбекских производителей в новых рынках сбыта. Ведь если ты не пускаешь иностранцев к себе (а так и было при прошлой власти), то и тебя никто не ждет с твоим товаром за рубежом.
Не случайно, Ташкент в последнее время заново выстраивает добрые отношения с соседями, с которыми торговля была практически свернута.
Третья причина-конец контрабанде, что бурным потоком вливалась в страну через Киргизию и Казахстан. Их вступление в Евразийский экономический союз опустило шлагбаум перед грузовиками, спешащими с китайским ширпотребом на Абу Сахий и Ипподром, крупнейшие оптовые рынки Ташкента.
Решение проблем с конвертацией, в частности, обещает самые радужные перспективы в российско-узбекском сотрудничестве. Разве нормально, что объем торговли у Москвы с крошечной Данией в разы превышает обороты с Ташкентом? В Узбекистане работают около 800 фирм и организаций с российским капиталом. И 20 тысяч в Казахстане, где в два раза меньше населения!
Если убрать искусственные валютные барьеры, то Узбекистан сможет полноценно подключиться к Зоне свободной торговли стран Содружества. А дальше открываются горизонты Евразийского экономического союза, способного дать достойную работу миллионам узбекских трудовых мигрантов!
Нет сомнений, что правительство республики — на верном пути. Этого шага ждали и граждане Узбекистана, задерганные валютными «художествами». И зарубежные бизнесмены. У всех на памяти крушения МТС, Бекабадского цементного комбината, завода Вин Билль Дан, производств «Балтимора» и десятков других проектов, где сгорели миллионы и миллионы долларов. А заодно пострадала и репутация Узбекистана как надежного партнера в деловых отношениях.
Судя по тому, что обсуждение проекта заканчивается 14 декабря 2016 года, правительство не будет класть его под сукно. А потому перемены не за горами.