Праздничные традиции древней Бухары были заложены еще в средневековье. Строгий этикет и церемониал сохранялся вплоть до начала XX века.
Наиболее любимым праздником бухарских мусульман был Навруз, называемый в эмирате на персидский манер «Соли нав» («Новый год»). Он устраивался за городом, неподалеку от дворца правителя Шурбудун. На широкой площади происходило гулянье под названием «сайль».
Подготовка к массовому действу занимала довольно много времени и требовала немалых денег. Организаторы прежде всего устанавливали на поле до пяти сотен палаток (чадыр), двести из которых предназначались чиновничеству, оставшиеся три сотни палаток занимали баи, торговцы и ремесленники. Каждая из палаток непременно охранялась солдатами (сарбазами). Между шатрами устраивали кухни с большими котлами. Участники сайля либо сами варили для себя еду, либо покупали готовые блюда.
Примечательно, что чадыры служили также рекламным целям. Они располагались в определенном порядке. Крупнейшими и наиболее нарядными палатки, естественно, принадлежали официальному организатору сайля – какому-нибудь богатому купцу или предпринимателю. Затем шли палатки ростовщиков (саррофов), чаеторговцев (чойфурушев), торговцев сладостями (кандалотфурушей), читфурушей, джомафурушей и так далее.
Отдельные палатки принадлежали еврейским торговцам ситцем (джугуто).
Шатёр-палатка был подарен в 1893 году эмиром Абдул-Ахат-ханом во время его визита и преподнесён императору Александру III. Хранится в Эрмитаже.
В программу сайля, кроме обычного угощения, входила национальная борьба (кураш гири), для участия в которой отовсюду съезжались атлеты. Их число обычно доходило до сотни.
Гулянье продолжалось и ночью с использованием освещения «чирагами» (бочек с маслом) и огромными цветными свечами (шами нахшин), вес каждой из которых достигал двух килограммов.
Работала карусель (чархи фалак), выступали канатоходцы (дарбоз), втихомолку уединялись любители запрещенных развлечений — картежники (картабози) и игроки в кости (будужул бози).
Портрет танцовщицы. Эрмитаж.
Сайль обычно продолжался не менее одного месяца, после чего на городских кладбищах происходили трехдневные поминания предков (сайли мазор). Мужчины и женщины проводили эти поминки раздельно: первые на кладбище Ходжа Исмат, а вторые на кладбищах Исмаила Самани и Чашмаи Аюб.
Главную роль здесь играли муллы и хафизы, читавшие и распевавшие тексты религиозных писаний. При этом баи, нуждавшиеся в поддержке популярных ходжей, приносили им баранов и коров, из которых готовилось угощение «ярма». Пищу эту поедали утром с пожеланием успеха в делах жертвователей. Тексты из Корана читались и женщинами-плакальщицами, именуемыми биби-хальфа.
Впрочем, с не меньшим размахом закатывали бухарцы увеселение по случаю обрезания, свадьбы или иного семейного праздника. Той восходил к традициям угощения всей родовой общины. В нем принимали участие тысячи людей. В эти дни горожане насыщали свои желудки самыми разнообразными блюдами. Непременно хозяева проводили при этом конные состязания – кокбари (козлодрание). На это зрелище собирались тысячи людей. Состязание проводилось несколько дней, а его победители получали ценные подарки.
Той, в зависимости от толщины кошелька устроителя, мог продолжаться до 40 дней. Угощения устраивали отдельно для знатных бухарцев и приглашенных именитых гостей.
Простолюдины довольствовались простой, но обильной пищей. Каждому из них после угощения вручали по две лепешки и горсти конфет.
Высшие же сановники получали в подарок от хозяина шелковые мешки с различными сладостями, халаты, каракулевые смушки и другие ценные вещи.
Кроме того, народ развлекали состязаниями борцов и силачей, музыкой, импровизированными театральными постановками, танцами бачей. Непременным элементом были выступления каландаров и повествователей религиозных сказаний (сиархон), привлекавших внимание слушателей рассказами с экзальтической декламацией и собиравших подаяние под звуки скорбных песнопений.
Особую профессиональную корпорацию составляли так называемые маддохи. Они жили в обособленном гузаре Маддохон и имели своего старшину. Люди эти выступали на базарах и площадях, перед дуконами торговцев и ремесленников, в чайханах, ошхонах и сартарошхонах группами по 4-5 человек.
Эти народные сказители, уличные рассказчики пользовались у горожан большой популярностью. Они пели любовные и героические песни, а также исполняли газели классиков – Саади, Джами, Хафиза и Навои.
Народные увеселения в Бухаре устраивались вокруг Ляби-хауза. Здесь трудились парикмахеры, жарили рыбу маипозы, варили бараньи туши барапозы, кутались в дыму шашлычники, играли музыканты.
Такие же гулянья проводились и около Боло-хауза и на Регистане. Утром и вечером в айване над Арком играл оркестр (фасль), иногда давались цирковые представления. Канатоходцы (дарбоз) обычно выступали на площади перед мечетью Калон, а зрители сидели на высокой суфе медресе Мир-Араб.
Бухарская талерка той поры. Музей Востока, Москва.
В начале минувшего века позади караван-сарая Сухта в небольшом европейского типа помещении находился импровизированный частный кинотеатр. И хотя его посещение с подачи мулл считалось предосудительным, зал всегда был полон. Нередко посмотреть кино тайно приходили даже любознательные муфтии.
Увы, с приходом к власти большевиков древние традиции Бухары стали уходить в тень, им на смену пришли иные гулянья и демонстрации. Но, как говорится, это уже другая история…
Р. Назиров