18+
18 Сентября 04:42
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Навруз в старой Бухаре: шатры и танцовщицы

Праздничные традиции древней Бухары были заложены еще в средневековье. Строгий этикет и церемониал сохранялся вплоть до начала XX века.

Навруз в старой Бухаре: шатры и танцовщицы

Наиболее любимым праздником бухарских мусульман был Навруз, называемый в эмирате на персидский манер «Соли нав» («Новый год»). Он устраивался за городом, неподалеку от дворца правителя Шурбудун. На широкой площади  происходило гулянье под названием «сайль».

Подготовка к массовому действу занимала довольно много времени и требовала немалых денег. Организаторы прежде всего устанавливали на поле до пяти сотен палаток (чадыр), двести из которых предназначались чиновничеству, оставшиеся три сотни палаток занимали баи, торговцы и ремесленники. Каждая из палаток непременно охранялась солдатами (сарбазами). Между шатрами устраивали кухни с большими котлами. Участники сайля либо сами варили для себя еду, либо покупали готовые блюда.

Примечательно, что чадыры служили также рекламным целям. Они располагались в определенном порядке. Крупнейшими и наиболее нарядными палатки, естественно, принадлежали официальному организатору сайля – какому-нибудь богатому купцу или предпринимателю. Затем шли палатки ростовщиков (саррофов), чаеторговцев (чойфурушев), торговцев сладостями (кандалотфурушей), читфурушей, джомафурушей и так далее.

Отдельные палатки принадлежали еврейским торговцам ситцем (джугуто).

Навруз в старой Бухаре: шатры и танцовщицы

Шатёр-палатка был подарен в 1893 году эмиром Абдул-Ахат-ханом во время его визита и преподнесён императору Александру III. Хранится в Эрмитаже. 

 В программу сайля, кроме обычного угощения, входила национальная борьба (кураш гири), для участия в которой отовсюду съезжались атлеты. Их число обычно доходило до сотни.

Гулянье продолжалось и ночью с использованием освещения «чирагами» (бочек с маслом) и огромными цветными свечами (шами нахшин), вес каждой из которых достигал двух килограммов.

 Работала карусель (чархи фалак), выступали канатоходцы (дарбоз), втихомолку уединялись любители запрещенных развлечений — картежники (картабози) и игроки в кости (будужул бози).

Навруз в старой Бухаре: шатры и танцовщицы

Портрет танцовщицы. Эрмитаж.

 Сайль обычно продолжался не менее одного месяца, после чего на городских кладбищах происходили трехдневные поминания предков (сайли мазор). Мужчины и женщины проводили эти поминки раздельно: первые на кладбище Ходжа Исмат, а вторые на кладбищах Исмаила Самани и Чашмаи Аюб.

 Главную роль здесь играли муллы и хафизы, читавшие и распевавшие тексты религиозных писаний. При этом баи, нуждавшиеся в поддержке популярных ходжей, приносили им баранов и коров, из которых готовилось угощение «ярма». Пищу эту поедали утром с пожеланием успеха в делах жертвователей. Тексты из Корана читались и женщинами-плакальщицами, именуемыми биби-хальфа.

Впрочем, с не меньшим размахом закатывали бухарцы  увеселение по случаю обрезания, свадьбы или иного семейного праздника. Той  восходил к традициям угощения всей родовой общины. В нем принимали участие тысячи людей.  В эти дни горожане насыщали свои желудки самыми разнообразными блюдами. Непременно хозяева проводили при этом конные состязания – кокбари (козлодрание). На это зрелище собирались тысячи людей. Состязание проводилось несколько дней, а его победители получали ценные подарки.

Той, в зависимости от толщины кошелька устроителя, мог продолжаться до 40 дней. Угощения устраивали отдельно для знатных бухарцев и приглашенных именитых гостей.

Простолюдины довольствовались простой, но обильной пищей. Каждому из них после угощения вручали по две лепешки и горсти конфет.

Высшие же сановники получали в подарок от хозяина шелковые мешки с различными сладостями, халаты, каракулевые смушки и другие ценные вещи.

 Кроме того, народ развлекали состязаниями борцов и силачей, музыкой, импровизированными театральными постановками, танцами бачей. Непременным элементом были выступления каландаров и повествователей религиозных сказаний (сиархон), привлекавших внимание слушателей рассказами с экзальтической декламацией и собиравших подаяние под звуки скорбных песнопений.

 Особую профессиональную корпорацию составляли так называемые маддохи. Они жили в обособленном гузаре Маддохон и имели своего старшину. Люди эти выступали на базарах и площадях, перед дуконами торговцев и ремесленников, в чайханах, ошхонах и сартарошхонах группами по 4-5 человек.

Эти народные сказители, уличные рассказчики пользовались у горожан большой популярностью. Они пели любовные и героические песни, а также исполняли газели классиков – Саади, Джами, Хафиза и Навои.

Народные увеселения в Бухаре устраивались вокруг Ляби-хауза. Здесь трудились парикмахеры, жарили рыбу маипозы, варили бараньи туши барапозы,  кутались в дыму шашлычники,  играли музыканты.

Такие же гулянья проводились и около Боло-хауза и на Регистане. Утром и вечером в айване над Арком играл оркестр (фасль), иногда давались цирковые представления. Канатоходцы (дарбоз) обычно выступали на площади перед мечетью Калон, а зрители сидели на высокой суфе медресе Мир-Араб.

Навруз в старой Бухаре: шатры и танцовщицы

Бухарская талерка той поры. Музей Востока, Москва.

В начале минувшего века позади караван-сарая Сухта в небольшом европейского типа помещении находился импровизированный частный кинотеатр. И хотя его посещение с подачи мулл считалось предосудительным, зал всегда был полон. Нередко посмотреть кино тайно приходили даже любознательные муфтии.

Увы, с приходом к власти большевиков древние традиции Бухары стали уходить в тень, им на смену пришли иные гулянья и демонстрации. Но, как говорится, это уже другая история…

Р. Назиров

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности