Под Волгоградом, в Клетском районе, бережно хранят память о бессмертном подвиге солдат-узбеков, отдавших жизнь в бою с фашистами в далеком и грозном 1942-ом.
Вот отрывок из книги «Официальные награды и символы Царицына-Сталинграда-Волгограда», вышедшей в прошлом году.
«Изумителен подвиг интернационального взвода, которым командовал лейтенант М. Н. Кабрибов. Взводу было приказано подавить вражеский дзот и одолеть высоту 115,2. Ползком приблизились к дзоту, держа впереди вещмешки с песком, забросали ими амбразуру. Четверо суток штурмовали высоту и заняли ее. От взвода осталось 11 человек — узбеки Абдурахман Ирданов, Диар Ахмедов, Сапсар Пойзиев, Нармурад Хаитов, Сайтер Морданов, Худсейкул Мусаев, Бахрим Аликбеков, Сабир Тленов, Тамель Хузин, казах Бабяр Гайаров и командир храбрецов азербайджанец Михаил Кабрибов.
Фашисты попытались вернуть обратно потерянную высоту, но каждый раз с большими потерями откатывались обратно. Высота была в наших руках, ее стойко обороняли советские воины. Когда гитлеровцы бросились в новую атаку, и их число достигло 300, Кабрибов смело скомандовал: «На каждый штык приходится 30 немцев. Кто боится, пусть сейчас выходит из строя!».
Ни один боец не двинулся с места. «Умрем, но не отступим!» — сказали они. Когда были расстреляны патроны, смельчаки стали действовать штыком и прикладом. Ими было истреблено более 120 оккупантов. Девять героев погибли в рукопашной борьбе, лейтенант был ранен. Жив был и Абдурахман Ирданов.
Навеки эта земля получила по решению Облсовета официальное название «Высота 11 героев Востока». Они на русской земле защищали родные республики, необъятную Советскую Родину.
Новые детали добавляет официальный сайт администрации Клетского района: «17 сентября 1942 года противник силою роты обошел с фланга подразделения дивизии, оборонявшиеся у хутора Староклетский на высоте 115,2. Таяли ряды защитников, кончались боеприпасы. Когда фашисты бросились в очередную атаку, оставшиеся в живых герои вступили в рукопашную схватку. Пали в бою одиннадцать героев-комсомольцев. Родина посмертно наградила орденом Ленина лейтенанта М. Кабрибова и орденом Красного Знамени десять воинов-героев. В 1969 году стало известно, что М. Кабрибов и А. Ирданов остались живы. В 1972 году в день 30-летия освобождения станицы Клетской, они впервые встретились после войны.»
А это отрывок из литературно-художественного иллюстрированного журнала «Отчий край» за 2005 год, статья называется «Клетский плацдарм», автор Виктор Иванович Тимофеев.
«В восьми километрах от Клетской на берегу Дона расположен хутор Староклетский; в 1942 году на горе, в километре от хутора, разгорелся бой. Враг отступил. Но ненадолго. Не могли немцы смириться с потерей выгодного рубежа. Это знали все, и прежде всего одиннадцать человек, закрепившихся на высотке. Ими командовал высокий черноглазый азербайджанец лейтенант Михаил Кабрибов. У солдат еще не просохли гимнастерки после штурма, и опять команда: «Приготовиться!» Немцы выползали из-за бугра.
— Пли! — махнул рукой Кабрибов. Дружный залп уложил насмерть первые ряды наступающих.
Дым застилал глаза. Целый час без передышки длилась перестрелка. Вот несколько немцев подползли совсем близко, и в наши окопы полетели гранаты. Сайхару Пайзиеву и Нармураду Хаитову удалось перехватить их и швырнуть обратно. И вдруг — тишина. В разгар боя тишина всегда кажется страшной, обманчивой. Нет больше патронов. Затихли и немцы. Но быстро сообразили, почему прекратился огонь. Стали орать:
— Рус! Сдафайс!
— В рукопашную! — скомандовал Михаил Кабрибов и первым схватился с фашистами.
Десять храбрых молодых людей разных национальностей были представлены к правительственным наградам, а Михаил Кабрибов — к званию Героя Советского Союза. Все посмертно.
Но, к великому счастью, Михаил Кабрибов остался жив. С простреленным горлом он в бессознательном состоянии попал в плен. Бежал оттуда, надеясь попасть к своим. Обессилевший, ночью добрался до украинского села Старобешево Донецкой области. Вот окно крайней хаты. Стучать? А если дверь откроет недруг? Решился.
Дверь отворила хозяйка Пелагея Петровна Борлова и ахнула. Спрятала юношу-азербайджанца от недоброго глаза. Помогла Михаилу встретиться с несколькими советскими военнослужащими, которых скрывали другие жители села. Немцы догадывались, что в Старобешево действует подполье: на улицах села стали появляться листовки и воззвания. Сочиняли их скрывающиеся воины, а переписывал юный житель села Петр Константинович.
Немецкий прихвостень староста все-таки выследил Кабрибова. И снова лагерь, пытки, голод, ожидание смерти.
Пелагея Петровна снова спасла Михаила, подкупив старосту. Летом 1943 года Кабрибов перешел линию фронта. Очутился у своих. После короткого отдыха — снова в бой.
Случилось так, что рота Кабрибова первой ворвалась в Старобешево, и он побежал к женщине, которую стал считать своей второй матерью. В послевоенное время они встречались ежегодно. Она часто ездила к нему в Баку. Указом Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Пелагея Петровна Борлова за мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны в тылу при спасении бежавшего из немецкого плена раненого советского офицера, награждена Почетной грамотой.
Михаил Нафталиевич часто бывал в Клетской. И в каждый свой приезд в первую очередь спешил на «свою» высоту 115.2.».
Эрик Ханымамедов,
Волгоград