18+
23 Апреля 14:37
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Когда включатся узбекские «мозговые центры»

О проблемах политологии в Узбекистане размышляет директор центра исследовательских инициатив «Ma`no» Бахтиер Эргашев.

Когда включатся узбекские "мозговые центры"

-До 2017 года открыть частный аналитический центр было практически невозможно. С приходом к власти Шавката Мирзиеева ситуация изменилась.  Для регистрации Центра исследовательских инициатив «Ma`no» мне понадобилось всего два дня.

Безусловно, функционирование в Узбекистане независимых «мозговых центров» очень радует. Но есть другая, менее приятная сторона вопроса. Государство и независимые аналитические центры разобщены и работают почти не соприкасаясь друг с другом. Иными словами, де-факто негосударственные центры, специализирующиеся на политическом анализе существуют, однако их услуги не востребованы правительством.

Основная причина в сложившихся политических традициях. Скажем, в Европе насчитываются сотни независимых «мозговых центров» и практически все они получают государственные заказы на проведение исследований, а значит, служат национальным интересам страны. Это объясняет причину функционирования в Европе большого количества «фабрик мыслей», а также их сосредоточенность в частном секторе.

Политическая элита, руководители разных уровней стремятся взглянуть на насущные проблемы со стороны, интересуются мнением общественности – независимых экспертов, политологов, экономистов, социологов, журналистов и т.д. Они считают это правильным.

 Даже в таком авторитарном государстве как Китай данная система отлично налажена. Можете себе представить, над одним лишь проектом «Один пояс, один путь» работает более ста «мозговых центров»! Лично я был ошеломлен, услышав об этом от своих коллег китаистов.

К сожалению, в Узбекистане отсутствует практика подготовки аналогичных (неправительственных) вариантов решений по важным социально-политическим, экономическим проблемам с привлечением независимых негосударственных центров, а также их публичного обсуждения (например, через медиа площадки или соцсети).

Давайте признаем, что сейчас острая полемика больше наблюдаются в соцсетях, нежели в традиционных средствах массовой информации. Зачастую такие дискуссии инициируются блогерами. Однако в формате «пост – комментарий» невозможно конструктивно вести разговор, тем более проводить глубокий анализ. Это приводит к поверхностным рассуждениям. А сама полемика превращается в словесную перепалку.

При всем уважении к блогерам, хочу отметить, что не они должны формировать общественное мнение. Это удел профессиональных аналитиков, голоса которых, увы, пока не так громко слышны. Серьезная аналитика базируется на серьезных исследованиях, что требует немалых затрат и времени.

 В первую очередь, мешает бюрократия. До сих мы не избавились от пережитков прошлого, не искоренены традиции, унаследованные с советских времен. Как следствие, в стране возникла проблема отсутствия конкуренции на рынке аналитических услуг.

Политический истеблишмент не заинтересован в независимой аналитике. В этом и заключается основная проблема. Органы государственной власти Узбекистана при всем желании не могут сотрудничать с независимыми «мозговыми центрами». Причина банальная – у них нет легального источника финансирования данной деятельности. Даже если какой-либо министр решиться на такое, его тут же обвинят в нерациональном использовании бюджетных средств. И никому на верху не будет дела до того, зачем проводилось исследование и какие результаты оно дало.

Как видим, сложившаяся ситуация не ориентирована на то чтобы получать объективную картину по ключевым вопросам государственной и общественной жизни, чиновники не готовы к переменам. К сожалению, многие из них мыслят узко и живут сегодняшним днем. Высокопоставленные лица часто ограничиваются сводками информационно-аналитического отдела/управления своего ведомства, состоящего от силы из трех-четырех сотрудников. Альтернативные мнения и предложения со стороны им не нужны. Когда речь заходит о масштабных исследованиях или требуется разработать стратегию, концепцию, «дорожную карту» и прочие программные документы, часто прибегают к услугам иностранных консалтинговых компаний. Своим же аналитическим и исследовательским центрам власть придержащие доверить такие проекты не хотят, ссылаясь на некомпетентность отечественных «мозговых центров».

На самом деле это стереотипное мышление, которое не имеет под собой никаких оснований. К тому же, далеко не все зарубежные «think tanks», выполняющие крупные заказы за внушительную плату выдают качественный продукт. В этом я абсолютно убежден, т.к. не раз сталкивался с их аналитикой. Некоторые исследования представляют собой набор общих фраз и хотелок, списанных с учебников вроде «Экономикс». Уверен, что по профессионализму частные аналитические центры Узбекистана нисколько не уступают американским или европейским. Но, еще раз повторяю, они не получают государственные заказы, через систему государственных тендеров на оказание аналитических услуг.

Чтобы обеспечить финансовую стабильность многие из них «подсаживаются» на зарубежные гранты. Это приводит к тому, что независимые исследователи, аналитики служат не национальным интересам Узбекистана, а удовлетворяют потребности своих грантодателей. Точнее, они вынуждены это делать. Если так будет продолжаться, через 5-10 лет, наши негосударственные «фабрики мысли» запросто могут превратиться в агентов внешнего влияния. А мы это уже проходили, я имею ввиду события 2005 года.

До этого на Украине произошла «цветная революция». Позднее было доказано, что ее ударная сила пришлась на негосударственные некоммерческие организации, прикормленные западными грантами. Именно они вывели сотни людей на Майдан под видом «мирных акций протеста».

Спустя год мы стали свидетелями андижанских событий. И здесь не обошлось без активного участия «третьего сектора». После этих событий, была изучена структура, деятельность и источники финансирования всех зарегистрированных в Узбекистане ННО. Как оказалось, подавляющая их часть существовала на деньги иностранных организаций. Тогда правительство сделало для себя важный вывод – если мы не хотим, чтобы «третий сектор» превратился в бомбу замедленного действия, необходимо его поддерживать финансово, через свою систему выделения грантов.

После этого при Олий Мажлисе был создан Общественный фонд по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, а также Парламентская комиссия по управлению средства данного фонда. Да, этот механизм далек от совершенства, но главное, он существует.

Теперь пришло время вплотную заняться негосударственными «мозговыми центрами» страны – создать систему финансирования на основе лучших мировых практик, предоставить возможность проявить себя, улучшить качество услуг и повысить кадровый потенциал. При этом, частные «think tanks» также могут быть привлечены, на конкурсной основе, к мониторингу выполнения тех или иных государственных программ. А работать с негосударственными аналитическими центрами могут не только органы исполнительной, но и законодательной власти.

В этом плане я очень надеюсь на создаваемую при Президенте Республики Узбекистан Общественную палату. Думаю, данная структура вполне могла бы стать локомотивом в изучении и применении передового зарубежного опыта в сфере политической аналитики.

Хочу отметить, что в Узбекистане достаточно хорошо развит сегмент государственной аналитики. Эти аналитические центры не беспокоятся о своем материальном положении, т.к. для них «подушку безопасности» создают учредители. Под крылом государства «мозговые центры» могут спокойно выполнять свою работу, совершенствоваться и обеспечивать надлежащее качество услуг. За исключением одного.

Основная проблема таких центров заключается в их заточенности под запросы учредителя-того или иного государственного ведомства. И в этих условиях очень сложно провести грань между информационно-аналитической деятельностью и пропагандой.

Потому нужен баланс между государственной и независимой аналитикой. А Узбекистане, в отличие от большинства развитых стран, независимые «мозговые центры» не включены в систему формулирования политической и экономической «повестки дня».

Думаю, за небольшим исключением, значительной части политической элиты не нужна независимая аналитика. Потому что с правдой необходимо считаться, уметь признавать и исправлять ошибки.

В Узбекистане есть достаточно сильные исследовательские центры, специализирующиеся на изучении и глубоком анализе социально-политических процессов. Я лично работал в нескольких из них. Однако, несмотря на свою весомость, государственные «мозговые центры» все равно подвластны политической элите и никогда не будут противоречить ее установкам. Основная их миссия – поддержка государственной политики.

Увы, пока, как я уже говорил, значительная часть госаппарата не готова прислушиваться к мнению независимых негосударственных аналитических центров, способных дать объективный и конструктивный анализ ситуации, как на внутреннем, так и внешнем треках. Именно поэтому многие жизненно важные для страны решения принимаются в закрытом режиме. Общественность узнает о них постфактум, т.е. после того, как все точки расставлены.

Вспомним эпизод рассмотрения в парламенте вопроса о вступлении Узбекистана в Евразийский экономический союз. Почему-то депутаты не удосужились узнать, что думает по этому поводу общественность, включая независимых экспертов-аналитиков. А нам было что сказать.

Отмечу, что присоединение страны к тем или иным интеграционным структурам является вопросом долгосрочного стратегического характера и напрямую затрагивает ее национальные интересы. Здесь необходима крайне взвешенная оценка всех плюсов и минусов, а не поспешные выводы на основе заключений нескольких ведомств. Странно и в какой-то степени даже абсурдно, что наши парламентарии по данному вопросу консультировались с зарубежными аналитическими центрами.

Другой пример. Известно, что Узбекистан не имеет прямого выхода к морю. Поэтому строительство надежных и удобных трансграничных транспортных коридоров обозначено приоритетом внешней политики нашей страны. За последние годы Узбекистан начал планировать реализацию нескольких крупных проектов международных транспортных коридоров. Стоимость каждого исчисляется миллиардами долларов. Однако ни один из них не был выставлен на открытое обсуждение.

Когда включатся узбекские "мозговые центры"

В частности, недавно было объявлено о строительстве железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». Некоторые государственные служащие и правительственные аналитики очень уверенно высказываются о светлом будущем этой транспортной магистрали. Мы же провели свой независимый анализ. Не скрою, выводы не столь утешительные, так как в проекте много спорных моментов.

Согласно предварительным экспертным расчетам, предоставленным Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, стоимость отправки контейнеров по новому маршруту сократиться практически в 2 раза по сравнению с перевозкой грузов по транспортному коридору до иранского порта Бандар-Аббас. Однако для выстраивания объективной картины недостаточно рассчитывать лишь протяженность пути.

Надо учитывать вопрос безопасности. Я общался с руководителями многих логистических компаний. Они открыто заявляют, что не будут провозить контейнеры через Афганистан, т.к. это очень рискованно и опасно.

Более того, уверен, что страховые взносы при таком маршруте будут очень серьезными. Больше, чем страховые суммы через Бандар-Аббас. Так что, будут ли более дешевыми перевозки по маршруту «Мазари-Шариф – Пешавар» – это большой вопрос. К тому же, железная дорога до Пакистана еще не построена. А железнодорожные маршруты внутри Ирана, в направлении иранских портов уже имеются, и транспортировка по ним налажена.

 Внешнеторговые грузы Узбекистана поставляются до Бандар-Аббаса (в будущем и до Чабахара) по нескольким железнодорожным маршрутам. Поэтому сравнивать реальные цифры транспортных затрат существующих маршрутов с предполагаемыми гипотетическими цифрами еще не построенной магистрали – не совсем корректно.

КСТАТИ: Пенсильванский университет обновил международный рейтинг «мозговых центров» (think tanks), в который вошли более 7 тысяч учреждений. Большинство из них находятся в США, Западной Европе, Индии, Китае, России и Японии. Узбекистан представлен 12 аналитическими центрами. Негосударственных в этом списке — считанные единицы.

Наргиза Умарова

 

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Когда включатся узбекские «мозговые центры»

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. Zafar Suyarov:

    Очень актуальная статья. Это даст толчок в развитии отечественной политологии как науки анализа и прогноза. У нас есть свои Д. Саймз, В. Никонова, А. Пушкаревы и… Рар. Но компетенции » узбекских мозгов» не востребованны правящей элитой. Это часть не образованности верхов. Автору статьи позвольте пожелать успехов на благо Родины и монетизации своих знаний и компетенции. И вообще Бахтиер оставайтесь всегда таким узнаваемыми.

  2. Zafar Suyarov:

    P. S. Только что ознакомился со статьёй » Шесть неудобный вопросов о биолабораториях США в Центральной Азии» на ресурсе «Berleknko». Тема указанная в статье — это бомба замедленного действия для нас и для наших соседей. Как рядовой налогоплательщик позвольте присоединиться к этим вопросам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности