В Ташкенте в 88 лет умер Анатолий Сливкин. Именно ему поручалось водить самолет многолетнего лидера Узбекистана Шарафа Рашидова.
-Его лётный стаж насчитывает более ста лет. Кто-то скажет, что так не бывает, столько и люди-то не живут…Сложился он из десятилетия полётов на Крайнем Севере, где год считался за три. Так и получилось 123 года.
Анатолий Петрович Сливкин прошёл путь от простого лётчика до директора Лётного комплекса НАК «Узбекистон хаво йуллари».
В 1965 году семья переехала в Узбекистан.
В 1968 году в одном из рейсов его самолёт попал в «болтанку», и чтобы её смягчить, экипаж переключил управление с автопилота на ручное, всё прошло отлично. На борту в это время находился Первый секретарь ЦК республики Шараф Рашидович Рашидов, который оценил мастерство лётчиков. Так экипаж Анатолия Петровича (сначала негласно), а затем и официально стал сопровождать главу республики во время поездок. А летал он немало.
Дл 2000 года Сливкин прошёл все ступени– от инструктора до директора Лётного комплекса НАК «Узбекистон хаво йуллари».
У Сливкина была собственная система подготовки кадров. Ответ экзаменуемого только в письменном виде и с последующей самостоятельной проверкой по учебнику. Даже если ответы были далеки от идеала, Анатолий Петрович никогда не унижал и не оскорблял пилотов, он предлагал им подумать и самим дать оценку своим знаниям.
Известен и такой случай.
Набирали сотрудников на переучивание для зарубежных рейсов, где требуется знание иностранного языка. Среди тех, кому отказали, стали ходить разговоры о том, что берут только блатных. Чтобы пресечь эти домыслы, Сливкин попросил повесить объявление о наборе кандидатов на переучивание лётчиков и бортпроводников. На экзамены привлекли двух преподавателей. Дверь держали открытой и всем соискателям дали одинаковое задание, рассказать на английском или немецком о достопримечательностях Ташкента. Где бывали и что видели. У всех в коридоре была возможность слышать отвечающих. Через некоторое время толпа стала редеть. И разговоры прекратились.
Анатолий Петрович не просто наставник, он ещё и автор «учебника». Это была амбарная книга с анализом всех лётных происшествий в мире. В неё он записывал обстоятельства, при которых произошли авиакатастрофы, причины, и даже последовавшие за ними меры наказания. Он даже иллюстрации сам делал. Эпиграфом к этому учебному пособию послужила цитата: «Только дураки учатся на своих ошибках».
Этим учебником пользовались не только лётчики узбекской авиакомпании, но и работники других подразделений. Уходя, он оставил учебник в первом отделе.
В том журнале, например, был описан и случай с самим Петровичем.
Было это в шестидесятых, у самолёта отказала система. А на борту высокопоставленные лица… Наземные службы предупредили о неисправности и возможной жёсткой посадке. На взлётную полосу подогнали пожарную и аварийную технику. Впервые ему пришлось отдать приказ чиновнику сесть и пристегнуться. На раздумья были секунды и Сливкин применил ручной выпуск шасси. К радости экипажа, это действие сработало, и самолёт сел, даже без закрылков и тормозов. Прямо на полосе воздушное судно подцепил тягач и отвёз в «Ташкент-2».
После проверки оказалось, что всему причиной стал заводской брак в гидронасосе, который едва не стоил всем жизни.
С особой теплотой вспоминал Анатолий Петрович былые времена и сожалел, что сегодня пренебрежительно относятся к истории и прежним авторитетам. Сетует, что раньше наставников уважали и даже побаивались.
– Ушла в прошлое романтика неба, все сейчас говорят только о деньгах. Довелось мне присутствовать на недавно открытых курсах для пилотов. С обеих сторон сидели молодые ребята, их разговоры были не о том, на какой технике они будут летать, а сколько за это будут получать. Меня это неприятно поразило.
Такой вот был человек, Николай Петрович Сливкин.
Ия КАРА
С РАДОСТЬЮ ПРОШЕЛСЯ БЫ С Анатолий Петрович ПО КЛАДБИЩЯМ И ПОСЛУШАЛ БЫ ПРО НАШИХ ВЕТЕРАНОВ , ЖАЛЬ ЧТО НЕТ ЕГО КОНТАКТОВ