С хорошим настроением встречает международный День театра Самаркандский театр исторического костюма. Он переживает второе рождение.
Родился театр в самом конце 2005 года. Автором проекта был выпускник исторического факультета СамГУ, опытный дизайнер Геннадий Полищук. Но только на создание коллекции костюмов ушло более трех лет!
Так, нужно было до деталей изучить рисунки на каменных и майоликовых барельефах древнегреческих дворцов в Парсе, Пасаргаде и Персеполисе, настенные фрески на древних городищах Афрaсиаба, Пенджикента, Варахши и Балалык-Тепа. Что-то было скопировано из знаменитых «Шахнаме», «Бабурнаме» и «Зафарнаме».
Для пошива были использованы ткани грубой выделки и шкуры животных, украшенные ручным орнаментом из перьев и шнура, а также парча, золоченая тесьма и знаменитый самаркандский бархат – аналог древних образцов.
В кропотливую работу были вовлечены ученые, музейщики, хореографы Узбекистана,России, Италии, Британии, Бельгии. Подобрали даже саунд-эффекты: звуки природы, исторических битв, звон мечей и даже хрип коней…
Сегодня «ЭЛ МЕРОСИ» («Наследие народа») – визитная карточка Самарканда. Его с гордостью демонстрируют туристам, дипломатам, выдающимся современникам, посещающим древний город. Гастроли театра прошли в Испании, Турции, Италии, Германии, Франции, Бельгии, России и Туркмении.
Ветер перемен коснулся и театра. Само здание посвежело, стало краше, обзавелось лучшим в городе уютным кофе-хаусом. Недавний ремонт буквально преобразил зрительный зал: сцена покрылась новыми декорациями, завершился монтаж современной свето-звуковой аппаратуры и отопительной системы.
«В былые годы из-за стесненных условий нашему театру приходилось зарабатывать средства за счет иностранных туристов, – рассказывает научный руководитель театра Армида Назарьян.- Сегодня многое поменялось к лучшему за счет инвесторов из Южной Кореи. Изменился и основная концепция. Мы показываем множество костюмов различных эпох. Однако это все-таки театр, и потому, естественно, здесь присутствует фантазия, воображение».
Кстати, Армида Назарьян-не случайный человек в театре. Магистр филологии, преподававшая английский в Институте иностранных языков, она сопровождала официальные делегации высоких гостей со всего мира, побывала в ряде стран Востока. Вместе с хореографом Камилой Косимовой, много лет работающей в театре, она создает новые или значительно освеженные сценарии. В результате, даже те зрители, которые считают себя знатоками, всякий раз поражаются костюмами актеров.
«Наш коллектив состоит из молодежи, – делится мыслями Армида Назарьян. – «EL MEROSI» – Большинство из них это девушки. И не все они профессионалки, есть студентки, выпускники колледжей и лицеев.
Создатели представления «Мгновения вечности» категорически не называют свое творение «шоу». Это – другое, погружение в прошлое, его познание. Мы вовсе не ставим перед собой цель развлекать зрителя, задачу видим в другом — дать за полтора часа представления полную красочную информацию о древней культуре».
Более десятка фрагментов включают в себя спектакли «EL MEROSI». Венчают же спектакль узбекские танцы – заводная андижанская полька и страстный хорезмский лазги, а юмористическая свадебная сценка становится кульминацией.
«Планов на будущее немало, мы открыты для предложений, готовы участвовать в культурных форумах, конференциях, фестивалях, планируем очередные гастроли за рубежом, – продолжает А. Назарьян. – Надеемся обрадовать наших зрителей новинками, среди которых творческие тематические вечера, посвященные Бабуру и Алишеру Навои. Коллектив театра уже приступил к созданию новой музыкальной программы, в которой языком жестов, пластики, а самое главное – удивительных по красоте костюмов, зрителю поведают о культуре стран, расположенных на караванных тропах Великого шелкового пути».
Практически все спектакли уникального театра проходят с аншлагом. И это лучшая оценка.
Кирилл Поздняков