Такого быть не может, потому что Инна Михайловна была всегда. И в её сдержанном и достойном присутствии в профессии и в нашей жизни была основательность явления природы.
Вот солнце — оно всегда всходит и заходит, вот море, вот облака, и вот Чурикова. Люди, которые родились в СССР в тот год, когда И.М. Чурикова снялась в «Тучах над Борском», уже на пенсии, а она всё работала и работала.
То есть даже самые взрослые из нас провели всю жизнь в её присутствии. И стали её современниками.
Удивительно, конечно, что именно актриса, которую проваливали на экзаменах и в «Щепку», и в школу-студию МХАТ, вдруг стала золотым запасом русской кино- и театральной культуры и золотым же стандартом. За все эти десятилетия любой разговор об отечественном кино (и театре) так или иначе приводил к разговору о Чуриковой. Независимо от позиции говорящих. В самый жаркий спор кто-то произносил: «Ну хорошо, вот это вам не нравится, вот эти вам не нравятся… А Чурикова?» И все такие замолкают на минуту и вдруг кивают головами: «Чурикова — это даааа». И все находили общую точку отсчёта.
Удивительная универсальность: от драмы до комедии — всё было по плечу этой актрисе. Это и Васса Железнова, и баронесса Якобина фон Мюнхгаузен. Любые полюса роли были ей доступны. Причём без компромиссов. Так умеют немногие, хоть и стараются.
Её популярность никогда не зиждилась на таких необходимых, как кому-то из профессии кажется, вещах, как спекуляции на личной жизни, скандалы и фотосессии в прозрачном. За столько лет невозможно припомнить вообще ничего такого.
Её нестандартная внешность, удивительное лицо, которое с годами менялось красиво и логично, как это случается с людьми, находящимися в гармонии с внутренним и внешним миром, заставляли пересматривать банальные стандарты красоты. И обращать взоры вглубь.
Судя по всему, Инна Михайловна была не только выдающейся актрисой, но и просто хорошим человеком. Да как-то и замужество у неё тоже вполне стабильное, на многие годы, да ещё и творчески весьма плодотворное — никаких поводов для пересудов и вечерней газетной хроники.
То есть в бурлящем море актёрской профессии Чурикова возвышалась скалой, как на картинах Бёклина или Айвазовского.
Сегодня все друг друга спрашивают: а что вы будете пересматривать вечером — «Начало», «Мюнхгаузена», «Морозко», «Ширли-мырли»? На что я бы сказал, что «Неуловимые мстители» или «Тридцать три», а то и «Стряпуха» тоже были бы отличным выбором.
Хотя бы чтобы понять, что «нет маленьких ролей, есть маленькие актёры» — это не просто смешная фраза. Вот для Чуриковой просто не существовало такого вопроса.
Порой, чтобы осознать величие, надо посмотреть маленькие роли. Посмотрите обязательно — станет не по себе от того, что постепенно теряет эта профессия. Как мельчает и впадает в сиюминутную суету, вместо того чтобы сосредоточиться и выложиться — как это умела Инна Михайловна.
Может, это и прозвучит резко, но забудут многих. Уже забыли. А Чурикова останется, как и была с нами всё это время. Как море. Как остров.
Игорь МАЛЬЦЕВ