Появление новой военизированной группировки «Отряд имени имама Аль-Бухари» (ОИБ), — одна из последних попыток вербовать выходцев из Средней Азии на джихад в Сирии.
На видео, выложенном недавно в Интернете, показаны боевики, которые разговаривают на узбекском и заявляют, что проходят обучение в «Отряде имени имама Аль-Бухари» в Сирии, сообщалось в мае на сайте «От Чечни до Сирии» (From Chechnya to Syria — FCS). Утверждается, что он воюет вместе с группами «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар» и «Фронтом Аль-Нусра».
На видео, размещенном на сети Vimeo пользователем под именем Аль-Фатх Студиос, с повстанцами на узбекском языке говорит инструктор, за ними наблюдают дети. Потом на видео мужчины демонстрируют свои боевые навыки.
«Так называемый «амир» (командир)… на видео говорит по-узбекски с ярко выраженным акцентом, коверкая слова, — сказал Мухаммед Рахимов, секретарь Центра помощи мигрантам. — Скорее всего, узбекский язык для него не родной, либо же он этнический узбек родом из Афганистана, Кыргызстана или другой страны региона».
«В рекламном ролике все ребята как на подбор, с хорошей физической и строевой подготовкой. Не факт, что все они из Узбекистана — посмотрите в своей махалле, много ли таких крепышей?» — спрашивает сотрудник отдела аналитики СНБ Узбекистана на условии анонимности.
Узбекские наблюдатели встревожены тактикой, к которой прибегают боевики для привлечения жителей Средней Азии, и самим видео, которое, по данным FCS, скорее всего, было сделано в Алеппо.
«Подобные ролики имеют целью не только привлечь молодежь, но и оказать психологическое давление, посеять страх в сердцах зрителя», — считает аналитик из СНБ.
«ОИБ действует по той же схеме, что и другие подобные джихадистские группировки, — сказал Валерий Хан, узбекский политолог. — Проповедуя ложный ислам, они зомбируют молодежь и используют для своих личных целей — достижения власти и влияния в Сирии».
«На этом видео звучит песня, в которой слышны слова «мы придем освобождать Узбекистан от неверных», но очевидно, что эти ребята просто погибнут в чужой стране», — добавил он.
Сначала некоторые наблюдатели предполагали, что ОИБ является ответвлением Исламского движения Узбекистана (ИДУ) или крылом Союза исламского джихада (СИД), но, по мнению одного из политологов, эти группы вряд ли связаны.
«Достоверно известно, что ИДУ не покинуло Вазиристан и не перебралось в Сирию, — сказал Камолиддин Раббимов, узбекский политолог, живущий во Франции. — Они считают, что пока в Вазиристане, Афганистане и Пакистане не будет установлен исламский халифат, не завершив начатое дело, нельзя уходить в Сирию и бросать джихад здесь. … Так что мы имеем дело с совершенно новой узбекоязычной джихадистской организацией».
По его словам, с ИДУ их могут объединять некоторые аспекты идеологии.
«Участники подобных джихадистских организаций мало разбираются в вопросах геополитики, они больше мотивированы религиозными представлениями и директивами», — сказал Раббимов.
«Вербовочная деятельность подобных отрядов внутри нашей страны в данный момент практически невозможна. Правоохранительные органы контролируют ввозимую в страну религиозную литературу, пресекают создание нелегальных религиозных ячеек, — убежден Самвел Петросян, представитель МВД Узбекистана. — На данный момент нет никакой информации о деятельности эмиссаров ОИБ в Узбекистане».
Чаще всего жертвами подобных «вербовщиков» оказываются трудовые мигранты.
«Экстремисты завлекают их не только мотивами религиозных обязательств, но и обещают хорошие деньги. Это подкупает молодежь, — говорит Рахимов.