В Узбекистане стартовала большая приватизация, правительство взяло курс на рыночную экономику без всяких государственных подпорок.
В принципе, это было неизбежно после конца правления Ислама Каримова, который до последних дней не выпускал из своих рук штурвал. Он огородил страну высокими пошлинами для зарубежных товаров, упорно отказывался от свободной конвертации, давая возможность отечественному бизнесу встать на ноги, окрепнуть.
Шавкат Мирзиеев решил, что больше терять времени нельзя. Он взял курс на ВТО, на расширение связей с ЕАЭС, с ближайшими соседями по Центральной Азии, на то, чтобы избавить бюджет страны от огромных дотаций на госпредприятия, на коммуналку.
Процесс пошел. В республике уже взлетели тарифы на свет, воду, газ, отопление, срочно пересматриваются кадастровые цены на жилье и землю, коммерческую недвижимость. Все говорит о приближении девятого вала, который случился в России сразу после горбачевской перестройки.
UNG Petro, Humo, Perfectum Mobile, Uzcard, «Фотон» и многие другие предприятия уже переданы частным собственникам или ожидают своей участи.
«Приватизация, несомненно, станет благом для Узбекистана, придаст экономике гибкость, вызовет приток инвестиций в устаревшие заводы и фабрики, породит новую схему управления, — считает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических проблем «Каспий-Евразия». — Ненормально, что в Узбекистане более 50% валового внутреннего продукта (ВВП) производится в госсекторе. В Сингапуре этот показатель — 15%, в социалистическом Вьетнаме — 8%, в коммунистическом Китае всего 12%».
Понятно, что ни о какой конкуренции здесь и речи быть не может. Больше того, эту конкуренцию на корню истребили «Бритиш Америкэн Табакко» и «Дженерал Моторс», которые зашли на узбекский рынок с условием — убрать всех «неугодных».
Монополисты сегодня буквально царят в торговле, строительстве, перевозках, в энергетике. Мало того, что они жестко диктуют цены с потолка, так они еще и обдирают родное государство с помощью дотаций и разных преференций. Не секрет, что за многими «крупняками» стоят важные тузы из правительства. Которые и вставляют палки в колеса реформам, опасаясь за свой карман.
В наследство от Каримова республике также досталась «недоразвитая» банковская система. В стране нет ни одного российского, китайского, казахского банка. А ведь это крупнейшие торговые партнеры Узбекистана!
До сих пор значительная доля товаров в республику поступает из соседней Киргизии контрабандой — от лекарств до ширпотреба. Причем по двойной-тройной цене.
Мы пошли на поводу у Запада и вырубили все банковские каналы с Россией, опасаясь вторичных санкций. Таким образом лишили богатых российских инвесторов доступа к нашей приватизации. И кто придет?
Мало сомнений, что лидерами станут китайцы. Они уже активно осваивают Центральную Азию, нуждаясь в расширении рынков сбыта, сырье, в дешевой рабсиле. Для своих бизнесменов они даже обязали установить во всех крупных городах видеосистемы безопасности, разобраться с местным криминалом, что и произошло в Узбекистане в начале года.
Нужно ждать тугих кошельков с Ближнего Востока, щедро вложившихся в «зеленую энергетику».
Не заставит себя долго упрашивать и Запад. Но он больше заинтересован в подземных богатствах края — редких и цветных металлах, уране, золоте. Развитие местной промышленности, внедрение высоких технологий, подготовка современных кадров — это все даже не рассматривается.
Крайне важно, в чьи руки попадут UzAuto Motors, сотовый оператор UMS, Uzbekistan GTL, десятки теплоэлектростанций, газовые, водопроводные, электрические сети, Навоийский и Алмалыкские ГМК, тот же Узметкомбинат, запущенный еще при Сталине.
В этом плане нам стоит внимательно изучить и взять на вооружение опыт России. Она широко распахнула ворота западным инвесторам, а нынче пожинает плоды своей доверчивости. Оказалось, что забугорный бизнес тесно связан с политикой и по первому свистку побежал прочь. Плюс «заморозил», а точнее украл, миллиарды долларов, полученные от продажи нефти и газа.
— Если приватизация в Узбекистане пройдет без участия России, то это будет стратегической ошибкой, чреватой для будущего страны. Москва не давала и не дает поводов сомневаться в своей политике добрососедства, развития стабильных экономических связей, в наращивании полноценного сотрудничества, — замечает эксперт.
Следует продумать и что делать с безработицей, ее всплеск неизбежен при «оптимизации» новыми собственниками. Всю молодежь в трудовую миграцию не отправишь, нужно создавать рабочие места внутри республики. Это должно быть одним из решающих критериев при выборе инвесторов. И тут Россия, страдающая от дефицита рабсилы, самый главный интересант.