Недавно в польском Гданьске открыли памятник татарскому улану. Это событие приурочили к годовщине знаменитой Грюнвальдской битвы, в которой были повержены немецкие захватчики.
У татар в Польше длинная история. Сюда их привел хан Тохтамыш, которого, как известно, разбил Тамерлан. Собрав остатки верных ему людей, среди которых были по большей части татары, он пошел на поклон к владетелю Великого Княжества Литовского. Позднее к нему примкнули и другие обитатели разваливающейся Золотой Орды. Особенно активно шел этот процесс в XV–XVII веках. Л Литве и Польше «переселенцев» встречали хорошо, их титулы оставались в силе. Да и никакой дискриминации не было, поскольку на ордынцев смотрели как на равных.
Все они прямо подчинялись королю Польши или Великому князю Литвы. И это породило в них особую гордость.
Власти давали татарам земли на границе своих владений, сделав их своего рода буфером. Отношения ухудшились по вине польских властей, которые в 1667 году ограничили военные привилегии татар, а вдобавок – еще и религиозную свободу.
Тогда татары (не все, но числом около 2-х тысяч) во время войны с турками перешли на сторону единоверцев. Польский сейм сделал правильные выводы и вернул прежние свободы. Тогда татары тоже вернулись к прежним соглашениям.
Постепенно татары стали брать себе польские имена, оставив татарские для общения между собой. Но вслед за этим стал забываться родной язык, который теперь приходится возрождать.
Ислам, впрочем, никуда не делся, и большая часть нынешних польских татар по-прежнему считает себя мусульманами.
Вернемся, впрочем, к памятнику. Скульптура изображает улана, скорее, наполеоновских войн, когда поляки бросились на Россию. Грюнвальд, конечно, притянули за уши, но татары там действительно были и славу заслужили.
Кстати, слово «улан» обозначает по-татарски «юноша». Предположительно так называли самых юных и легких всадников, предназначенных для молниеносных атак. Хотя есть версия, что имя им дал вышедший из татарской среды дворянин Александр Улан.
Уланы никому не подчинялись кроме короля. Даже появилась поговорка, что «нет пана над улана». Уланы породили и четырехугольную шапочку, позднее названную конфедераткой. Она стала необычайно популярна, и ее стали носить по всей Европе и даже в Америке.
Кстати, из польско-татарской среды вышел и знаменитый Генрик Сенкевич. Хотя его предки уже несколько поколений исповедовали католицизм.
Наполеоновские авантюры, другие войны разорвали татарскую диаспору. Одна часть осталась в Польше, две другие в Белоруссии и Литве, четвертая в Германии. Последняя очень быстро растворились среди немцев, а вот другие все еще считают себя единой общностью.
После 1945 года многие белорусские и литовские татары перебрались к своей родне в Польшу. Их диаспора пополнилась поволжскими и крымскими соплеменниками. Но все равно чистых татар в Польше не более двух тысяч человек, утверждает Экватор.